|
|
N°47, 23 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разъяснения Владимира Путина
Правила доступа к газопроводам потребовали кризисной переоценки
«Газпром» придумал новое основание для отсрочки принятия правил недискриминационного доступа к газотранспортной системе. Как рассказал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая давно борется за подписание этого документа, Игорь Артемьев, концерн предлагает правительству генеральную схему развития отрасли до 2030 года, а уже затем переходить к частностям. По его словам, «Газпром» в последнем своем отзыве, направленном в кабинет министров, пугает власти возможным «разрушением работы ГТС».
Учитывая, что Владимир Путин правила ФАС до сих пор не подписал, можно предположить, что он услышал аргумент «Газпрома». И г-н Артемьев это подтверждает. «У правительства и «Газпрома» есть разногласия, их должен разрешить глава кабинета, -- цитирует Интерфакс руководителя ФАС. -- «Газпром» считает, что нельзя подписывать правила недискриминационного доступа до принятия документа о развитии газовой отрасли, так как в условиях кризиса непонятно, как будет развиваться ГТС». Г-н Артемьев, по его словам, лично интересовался у премьера судьбой проекта постановления и получил разъяснение: «Владимир Путин сказал, что документ у него, но в условиях кризиса необходимо провести дополнительную работу, чтобы понять, насколько документ применим».
Прошлым летом Владимир Путин отчитал председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера за проблемы с доступом к газопроводам других производителей, но сделал это в контексте задачи утилизации попутного нефтяного газа (и соответственно идеи приоритетного доступа в ГТС сухого газа, который нефтяники получают в результате переработки ПНГ). Более того, российский премьер, как известно, еще будучи президентом, являлся главным защитником монополии «Газпрома» на внутреннем рынке и в сфере экспорта. А попытки концерна посягнуть на контроль над газотранспортной системой пресекал весьма жестко.
Считается, что вопрос о недискриминационном доступе к газовой трубе после нескольких лет вялотекущих согласований между «Газпромом» и чиновниками реанимировал вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин. Летом прошлого года он включил подготовку проекта в список приоритетных поручений и поставил жесткие сроки. В итоге документ был внесен в аппарат правительства с таблицей разногласий между «Газпромом» и ФАС. Основное из них касалось определения «свободной мощности», которую газовый монополист понимал, грубо говоря, как «все, что останется после прокачки газа по его собственным контрактным обязательствам». Чиновники считали, что независимые производители и концерн должны иметь одинаковые права доступа к системе. Но спустя полгода даже г-ну Сечину не удалось добиться того, чтобы премьер подписал документ.
Сам г-н Сечин в последний раз высказался на этот счет весьма туманно, попросив дать время до середины года. А г-н Артемьев не исключил, что правила недискриминационного доступа в очередной раз вернутся на доработку: «Сейчас идет переоценка, и если поручат переписывать, будем переписывать».
Свои опасения «Газпром» объясняет кризисом и отсутствием ясности в перспективах развития внутреннего рынка. Однако на деле концерн просто пытается удержать возможность распоряжаться газотранспортной системой по своему усмотрению без вмешательства со стороны правительства.
Газовая генсхема, на которую ссылается «Газпром», последний раз вносилась в правительство осенью прошлого года, но была возвращена на доработку. В Минэнерго, которое формально отвечает за ее подготовку, даже пытались создать согласительную рабочую группу с участием всех заинтересованных компаний и экспертного сообщества, но после нескольких заседаний в конце прошлого года доработкой документа опять занялись в газпромовских кабинетах.
По информации «Времени новостей», у Минэнерго есть поручение внести новый проект генсхемы в правительство до конца марта. Но процесс межведомственного согласования столь концептуального документа обещает затянуться.
Алексей ГРИВАЧ