|
|
N°47, 23 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зачем былое ворошить
В Москве выступила группа Asia в оригинальном составе
Концертом во Дворце спорта "Лужники" открыла европейский тур группа Asia, воссоединившаяся в оригинальном составе три года назад. К нам приехали именно те, кто создал Asia в 1981 году, ключевые участники прославленных арт-роковых групп семидесятых. Это гитарист Yes Стив Хау, барабанщик Emerson, Lake & Palmer (ELP) Карл Палмер, поющий басист King Crimson и UK Джон Уэттон плюс клавишник Джефф Даунс.
Именно участие легендарных музыкантов привлекает к Asia большую часть публики -- особенно в России, где у арт-рока традиционно много почитателей. Однако студийные и сценические достижения Asia так далеки от лучших творений названных групп, что на этом фоне попытки артистов апеллировать к своему славному прошлому выглядят почти кощунственно. В том числе и на концерте в "Лужниках".
Едва ли кто-то бросит камень в Хау, Палмера и Уэттона за то, что в начале 80-х они изменили эстетические ориентиры на 180 градусов: арт-рок переживал не лучшие времена. Изысканный жанр, расцветший в первой половине 70-х, оставил в истории немало замечательных альбомов, где номера умеренной длины соседствуют со сложными многочастными сюитами, скорее напоминающими симфонии. Однако к концу десятилетия публика находила подобную музыку все менее актуальной -- не случайно монстры арт-рока стали либо распадаться, либо идти по пути постепенного упрощения языка.
Рядом с Yes и Genesis, ушедшими в поп-музыку, естественно выглядела и метаморфоза их коллег, составивших Asia. Хау, Палмер, Уэттон и Даунс оказались способны сочинять и исполнять не только долгие рок-симфонии, но и лаконичные поп-хиты на три-четыре-пять аккордов, которые несложно подобрать на пианино или гитаре. Дебютный альбом стал мультиплатиновым в США и был продан в мире тиражом более 10 млн экземпляров, а открывающая его 'eat of the Moment осталась хитом на все времена.
Конечно, она прозвучала в Москве, наряду с Sole Survivor, Time Again, The Heat Goes On, Open Your Eyes и другими боевиками с первых дисков. Ничем не отличалась от них и An Extraordinary Life с нового альбома, выпущенного группой год назад. По сравнению с прежними записями Asia звучит не хуже, и из общего хора немного выбивается лишь Стив Хау: даже простейшие песни он украшает головокружительными соло, напоминающими о лучших годах Yes. Это и радует (наблюдать и слушать Хау -- счастье при любой погоде), и огорчает: заставить виртуозов Хау и Палмера играть столь примитивный материал -- все равно, что забивать гвозди золотым слитком. Легко допустить, что они находят в этом удовольствие, но следует ли тогда выходить из образа и через каждые три номера напоминать о своих былых заслугах?
Вполне естественно, что Стив Хау завершает свой сольный выход пьесой The Clap из репертуара Yes -- она принадлежит ему на 100%. Можно примириться и с инструментальной Fanfare for the Common Man из репертуара ELP, где каждый музыкант может блеснуть мастерством, как это бывало и на концертах ELP. Но когда Asia берется за The Court of the Crimson King с первого альбома King Crimson, к исполнению которой не имел отношения ни один из присутствующих на сцене, это уже беззастенчивая спекуляция. Не улучшает дела и Roundabout, сыгранная на уровне ресторанной группы -- даром, что гитарные соло Хау звучат не хуже, чем на записи Yes 1972 года. Единственная возможность не разочароваться окончательно: представить себе, что Asia -- это не настоящие Хау, Палмер, Уэттон и Даунс, а их тезки или двойники. Правда, тогда тем более непонятно, ради чего идти на их концерт.
Илья ОВЧИННИКОВ