Ректор СПбГУ Николай КРОПАЧЕВ считает, что при определении платы за обучение нельзя не учитывать инфляцию. По завершении заседания съезда руководителей российских высших школ он ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Михаила МОШКИНА.-- Ректоры петербургских вузов первыми выступили с инициативой о замораживании платы за обучение «небюджетных» студентов. Каково ваше отношение к этой идее?-- Я не принимал участия в этом заседании совета ректоров. В любом случае могу сказать, что ежегодная плата не может быть ниже себестоимости -- тех средств, которые тратятся на обучение студента. Это установлено действующим законодательством. Если же уровень инфляции таков, что он «съедает» плату настолько, что она становится меньше себестоимости, то никакой договор (который студент заключил с вузом при поступлении) в таком случае просто не будет действительным. Вуз не может работать в ущерб себе. А поскольку учебное заведение находится в федеральной собственности, то это невыгодно и государству.
-- В этом учебном году единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы станет ЕГЭ -- при этом в самом педагогическом сообществе по-прежнему нередки критические замечания в адрес этого формата проверки знаний. Необходимы ли, с вашей точки зрения, какие-то изменения в ЕГЭ?-- Давайте посмотрим на результат приемных испытаний в этом году и после этого будем говорить о каких-то изменениях в порядок проведения единого госэкзамена. Уже сейчас, несмотря на определенные проблемы с ЕГЭ, можно говорить и о плюсах. Когда каждый из нас поступал в высшую школу, нас волновали два вопроса: качество образования в данном вузе и сама возможность в него поступить. Очевидно, что ЕГЭ обеспечивает свободу доступа к образованию и является важным антикоррупционным инструментом. В целом же единый госэкзамен, так же как и фиксация платы за обучение, и возможность перевода с платного отделения на бюджетное, открывает более широкий доступ к высшему образованию. Но конкретные формы реализации, безусловно, могут отличаться от изначальной идеи. Поэтому повторю: нужно, посмотрев на то, как ЕГЭ будет реализован в нынешнем учебном году, вносить корректировки.
-- Какие требования должны предъявляться к системе образования?-- Если проблема доступности высшего образования -- это вопрос первостепенный, то следом за ним мы должны ответить на вопрос: доступности к чему? Образование должно быть качественным. У нас есть великолепные вузы, и их много, но есть и проблемы, которые необходимо решать.