|
|
N°76, 27 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завидное банкротство
МВД вышло на след виртуозов банковского разорения
Первый в российской истории приговор по афере с так называемыми проблемными банками, из-за которых государство в свое время потеряло, по оценкам специалистов, сотни миллионов долларов, вступил на днях в законную силу. По решению Мещанского суда председатель правления Московского коммерческого земельного банка (МКЗБ) Андреюс Банелис получил восемь лет колонии. Впрочем, его дело -- лишь частица в масштабном расследовании Следственного комитета (СК) при МВД РФ по этой теме, в котором фигурируют десятки финансовых структур.
Как отмечают в МВД РФ, после августовского кризиса 1998 года многие банки оказались на грани разорения, и было очевидно, что работать им осталось не больше года, пока длится процедура банкротства. Однако лицензии ЦБ у них на этот период по-прежнему оставались. Как выяснили следователи, в начале лета 1998 года или спустя несколько недель после кризиса такие «полумертвые» банки неожиданно оказались в центре деловой активности: либо в их руководство приходили новые люди, либо их просто кто-то скупал. Внимание же следователей особо привлек тот момент, что потенциальные банкроты стали скупаться еще за месяц-два до кризиса. Впрочем, причина их неожиданной «популярности» прояснилась очень скоро, когда почти все такие банки стали фигурантами крупных афер с налогами и векселями.
Повод для мошенничества дали во многом сами власти. 12 октября 1998 года Конституционный суд постановил, что предприятие считается погасившим долги перед государством не тогда, когда деньги поступили в бюджет, а сразу после перечисления задолженностей на счета коммерческих банков. Этим и пользовались аферисты, разработав ряд мошеннических схем.
По одной из них новые владельцы банков выискивали предприятия, имеющие крупные долги перед государством (либо налоговые, либо по отчислениям в Пенсионный фонд), и делали их руководству заманчивое предложение: банк выдает документы о том, что на его счета якобы поступили все суммы, которые предприниматели задолжали бюджету. Взамен же банкиры просили 20--30% от суммы долга. В результате все были довольны: фирмы с выгодой избавлялись от долгов, а банкиры наполняли собственные карманы. Государство при этом ничего не получало.
По другой схеме долги списывались с помощью выпуска банками векселей. В половине случаев якобы ценные бумаги были настоящими, но ничем не обеспеченными, а часть вообще была качественной липой. Векселя также предлагались предприятиям-должникам, а в обмен на них бизнесмены давали свою продукцию (обычно столько, чтобы ее хватило махинаторам на собственное обогащение). Затем банки якобы погашали векселя, переводя указанные на них суммы на открытые у себя же специальные счета предприятий. Последние же официально давали распоряжение перечислить деньги по налоговым долгам, о чем извещали госструктуры, и, соответственно, с этой поры считались расплатившимися. А банки просто ничего не отдавали, ссылаясь на отсутствие средств. На самом деле, конечно, реальных проводок не было, но это давало повод предприятиям формально списать долги.
Вначале МВД возбудило несколько дел по отдельным банкам, а потом они были объединены в одно большое расследование со множеством ответвлений. Его фигурантами среди прочих стали МКЗБ, банки «Золотой век», «Стройновация», «Российский кредит», «Нефтяной капитал», «Интерглоб», Лега-банк и т.д. В том же 1998 году начались и первые аресты. 18 сентября сотрудники столичного РУБОП остановили машину, в которой находились Андреюс Банелис и его партнер, зампредседателя правления Лега-банка Алексей Синявский. Первый, правда, представил сыщикам паспорт на фамилию Дмитрия Сапронова (по которому он и занимал официальный пост в МКЗБ). На тот момент к руководителю МКЗБ особых претензий не было, да и то, что паспорт липовый, милиционеры еще не знали, поэтому Банелиса-Сапронова отпустили. А Синявского задержали и предъявили обвинение в мошенничестве.
По данным сыщиков, г-н Синявский, используя реквизиты своего банка, выпустил партию необеспеченных векселей. Затем банкир организовал несколько подставных фирм-однодневок, которые под залог фиктивных ценных бумаг Лега-банка приняли на реализацию товар. Всего, по данным РУБОП, аферистам удалось обмануть более десятка предприятий и получить по необеспеченным векселям товара на 5 млрд рублей. Так, расположенный в Архангельской области Коряжминский ЦБК передал подставной фирме Синявского партию бумаги на 4,7 млн рублей, а московское ТОО "ГЕО Лтд" отгрузило мошенникам несколько вагонов с водяными насосами на 2,6 млн рублей и т.д.
В 2000 году сыщики РУБОП задержали за мошенничество и председателя правления КБ «Интерглоб» Андрея Одабашяна. Как посчитали сыщики, он возглавил полуразорившийся банк как раз после «черного августа» и использовал обе приведенные выше схемы афер с налогами. В 2000 году был арестован и сам Андреюс Банелис.
В июле 1998 года Андреюс Банелис устроился в МКЗБ по паспорту на имя Сапронова и занял пост замглавы правления банка, а потом и председателя. Почти сразу после кризиса Банелис вместе со своим старым приятелем Мартыновым начал масштабную аферу, в которой одним из фигурантов был все тот же Лега-банк. Для этого на Гознаке были выпущены пустые бланки обычных векселей, которые в управлении Федерального казначейства Московской области получили несколько банкиров, в том числе и представители Лега-банка. Потом на бланки были нанесены все реквизиты МКЗБ, включая подпись руководителя банка Сапронова-Банелиса. Бумаги тут же были выпущены в оборот и использовались только для афер с налогами. Сотрудники СК признали такие векселя поддельными, с чем позже согласился и суд.
Дело Банелиса СК выделил в отдельное производство, и недавно Мещанский суд столицы дал ему восемь лет тюрьмы. Партнер же Банелиса Мартынов долго числился в розыске, но сыщики неожиданно вышли на него при расследовании другой крупной аферы. Как выяснили сотрудники СК, Мартынов вместе с двумя новыми партнерами -- Колесовым и Гондусовым -- купил бланки векселей, выпущенные Гознаком, и сделал из них липовые дубликаты подлинных векселей Сбербанка России на 25 млн рублей, которые были с успехом проданы. В прошлом году Мартынова удалось наконец схватить, его дело из общей истории о проблемных банках также было выделено, и 27 апреля сотрудники СК официально закончили расследование. В ближайшие дни материалы будут направлены в суд. Общее же дело о проблемных банках по-прежнему находится в работе, и следователи обещают не одну серию громких скандалов.
Александр ШВАРЕВ