|
|
N°75, 26 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Выбивание компенсаций стало промыслом»
Позицию правительства в споре с инвалидами-«чернобыльцами» комментирует заместитель начальника управления Минтруда по социальной защите граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях, Николай ТИМОШЕНКОВ.
-- В среднем сегодня чернобыльские льготы существеннее всех остальных льгот. Выплаты даже значительно больше пособий, полагающихся инвалидам, воевавшим в Чечне. Судите сами: всего в России живут около 2 миллионов человек, подвергшихся воздействию радиации после катастрофы на ЧАЭС. Это и ликвидаторы, и переселенцы, и жители загрязненных территорий. Численность инвалидов-«чернобыльцев» составляет всего 2,2% от общего количества пострадавших. Но на выплату компенсаций и льгот для них приходится 2,6 млрд рублей -- а это треть всех денег, выделенных на ликвидацию последствий катастрофы в федеральном бюджете. Увеличение выплат инвалидам, которых они добиваются в Конституционном суде, приведет к тому, что все 100% «чернобыльских» денег будут уходить только на них.
-- Сколько же им платит государство?
Если говорить простым языком, то вопросы, вынесенные на рассмотрение в Конституционный суд, сводились к следующему: правомерно ли выплачивать инвалиду-«чернобыльцу" пожизненную ежемесячную компенсацию в сумме 5--10-кратного размера зарплаты, которую он получал во время работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Например, такой яркий пример: ликвидатору Коваленко, подавшему иск в КС, с учетом разных доплат насчитали 16 тысяч ежемесячно. Но ему этого недостаточно, и он требует увеличить сумму компенсации еще в несколько раз, пропорционально повышению размера минимальной оплаты труда. Это абсурд. Коваленко, который в Чернобыле был лейтенантом, сейчас получает компенсацию в размере генеральской зарплаты и еще настаивает на ее увеличении. К сожалению, такие факты приобретают массовый характер, что ведет к разрушению всей системы социальной помощи.
-- А сколько у нас инвалидов-ликвидаторов?
-- Вот это интересный вопрос. По официальным данным, в стране около 45 тысяч инвалидов-«чернобыльцев». Но, по моим наблюдениям, приблизительно в половине случаев инвалидность устанавливается по признакам общесоматического заболевания. Объективность медиков по отношению к ликвидаторам сильно хромает, и потому у нас есть инвалиды с вегетососудистой дистонией, ишемической болезнью сердца и даже с радикулитом.
Такой подход сказывается в первую очередь на действительно больных людях, которым нужна помощь. Мы понимаем, что все «чернобыльцы» -- героический народ. Фактически без проекта, в условиях радиационной опасности построили уникальное сооружение -- саркофаг. Это было самопожертвование. Но, по оценке западных специалистов, ликвидаторов, которые подверглись значительному воздействию радиации, у нас 5--7 тысяч. Остальные -- это люди, побывавшие в 30-километровой зоне. По логике, и они должны иметь льготы за свои заслуги, но гораздо меньшие. Последним законом устанавливается твердый размер выплат. Инвалидам первой группы -- 5 тысяч рублей, второй -- 2,5 тысячи и третьей -- 1000 рублей. Кроме того, еще существует около 30 льгот для «чернобыльцев», начиная с меньшей ставки оплаты жилья и кончая лечением, путевками в санатории.
Но случайные люди от Чернобыля мечтают получать всю жизнь деньги в размере доплат в Чернобыле и к тому же индексировать их пропорционально повышению МРОТ. Они аппетитов своих не скрывают. Даже в исках в КС присутствуют требования повысить прописанные в законе ограничения по максимальным выплатам для «чернобыльцев» с нынешних 10 тысяч рублей хотя бы до 20 тысяч в месяц.
-- Но ведь не все столько получают. Многим на лекарства действительно не хватает.
-- До вступления в силу закона 2001 года, установившего твердые суммы, у нас средняя выплата по возмещению вреда была 1350 рублей в месяц. С введением закона размер ее поднялся до 2400 рублей и, соответственно, с 800 млн до 1,4 млрд рублей увеличились на эти цели бюджетные ассигнования, то есть почти в два раза. Поймите, для 80% инвалидов сумма возмещения вреда увеличилась, и их материальное положение улучшилось. А высокооплачиваемых -- тех, для кого она сократилась, -- очень мало, порядка 3% от всех «чернобыльцев». Но среди них много бывших руководителей -- например, бывший замминистра энергетики Леонид Драч.
-- То есть, по вашему мнению, именно высокооплачиваемые «чернобыльцы» и инициировали иск?
-- Возможно, 10 тысяч рублей в месяц их не устраивает. Потому что до принятия закона рассчитывались компенсации и до 100 тысяч рублей. Такие деньги, конечно, не выплачивались, Минтруда приходилось вмешиваться, но в пределах 30 тысяч некоторые получали.
Ведь как складывались такие суммы. Обычно в случае профессионального заболевания для расчетов пособия берется заработок за последний год работы. Но «чернобыльцы» часто настаивали, чтобы им все рассчитывали по зарплатам, которые выплачивались во время пребывания в зоне ЧАЭС. А ведь кто-то мог там месяц поработать, кто-то -- всего несколько дней. Мало того, были вообще потрясающие заявления: дескать, я был там недели две или три, несколько дней, но ходил в самую опасную зону на час -- вот из этого часа и исчислите мне заработок на всю жизнь.
Я не сторонник уравниловки. Если человек потерял способность к профессии, логично всю жизнь компенсировать утраченный заработок. Но, выплачивая компенсации, государство должно вернуть человеку то, что он по вине этого государства утратил, а не в десять или сто раз больше.
-- Если КС примет сторону инвалидов-«чернобыльцев», что, по-вашему, будет твориться в региональных судах?
-- Зачастую аргументация истцов сводится только к жалобам на то, что правительство ущемляет их права и ухудшает материальное положение. И суды считают ее убедительной. И многие регионы уже начали готовиться к последствиям рассмотрения «чернобыльского» дела в КС. Например, Ивановская, Калужская, Курская, Ленинградская области, составляя план расходов на 2003 год, уже предусматривают выплаты по судам больше, чем их размер по действующему законодательству. Например, Курская область на законные компенсации «чернобыльцам» в 2003 году предлагает заложить 8 млн 886 тыс. рублей, а на выплаты им же по судебным искам -- 14 млн 480 тысяч. То есть почти в полтора раза больше, чем по нормам закона. В регионах прекрасно знают, что суды удовлетворят иски «чернобыльцев», и заранее закладывают дополнительные расходы в бюджет.
Подготовила Ирина БЕЛАШЕВА