|
|
N°46, 20 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плюс газификация всей страны
Нигерия выбрала 15 старых и новых потенциальных инвесторов
Правительство Нигерии, которое в последние два месяца работает в режиме кадровых и политических преобразований, все же сформировало короткий список (short list) энергетических компаний, избранных для развития газового потенциала страны. Новый министр нефти Одейн Аджумогобиа рассказал агентству Bloomberg, что из 48 иностранных компаний, проявивших интерес к участию в реализации объявленной год назад правительственной программы газификации Нигерии Gas Master Plan, отобрано пятнадцать. Он отказался их перечислить, отметив, что это «главные европейские компании и ряд международных нефтяных корпораций». Источники других информационных агентств в нигерийских органах власти утверждают, что в списке есть и уже давно работающие в стране инвесторы (Shell, Chevron, Total и Agip), а также амбициозные «новички» Exxon Mobil, E.ON и российский «Газпром».
Предполагается, что в течение полугода участники списка проведут переговоры с госкомпанией Nigerian National Petroleum Corporation по конкретным проектам и условиям сотрудничества. Объем необходимых частных инвестиций в строительство трех новых газораспределительных хабов (где топливо будет перерабатываться и готовиться для транспортировки по трубопроводам) и развитие газотранспортной сети страны с учетом ожидаемого роста внутреннего спроса с 10 млрд кубометров до 70 млрд кубометров к 2011 году оценивается в 20--30 млрд долларов.
При выборе претендентов учитывались два основных критерия -- финансовые возможности (поскольку правительство в условиях экономического кризиса рассчитывает реализовать программу за счет частных инвестиций) и техническая база. Параллельно NNPC медленно, но верно ведет процесс внесения изменений в существующие договоры с западными инвесторами о реализации нефтегазовых проектов -- во-первых, увеличивая их долю финансирования, во-вторых, обязывая поставлять часть газа на внутренний рынок, в-третьих, изменяя принцип выплаты ренты (налоги теперь взимаются не продукцией, а в денежной форме).
В «Газпроме» вчера в очередной раз подтвердили интерес к проектам в Нигерии, но официально комментировать содержание короткого списка и перспективы работы в этой стране не стали. Источник в компании сказал «Времени новостей», что официального документа от нигерийского правительства пока нет. Но, по его словам, нет и сомнений в том, что российская компания есть в шорт-листе.
Как известно, согласно подписанному в сентябре прошлого года меморандуму между «Газпромом» и NNPC к концу марта должно быть создано совместное предприятие для реализации проектов по добыче, переработке, транспортировке газа и электроэнергетике. Представители российской компании официально озвучивали свою готовность вложить в эту страну 2,5 млрд долл. и выражали заинтересованность участвовать в мегапроекте по строительству Транссахарского газопровода стоимостью свыше 12 млрд долл., который не только пройдет через всю Нигерию (то есть послужит целям газификации страны), но и позволит начать экспорт газа по трубе в Европу. Правда, непонятно, откуда российская компания собирается брать эти деньги, учитывая трудности с финансированием утвержденной инвестпрограммы и туманными перспективами мирового рынка нефти.
Источники «Времени новостей» в «Газпроме» говорят, что работа по созданию совместного предприятия в последние месяцы осложнена кадровыми перестановками в руководстве Нигерии и NNPC. Глава концерна Алексей Миллер подписывал сентябрьский меморандум с Абубакаром Ярадуа, когда в этой стране активно раздувались слухи о скорой отставке президента Умара Ярадуа по состоянию здоровья. В начале года в правительстве состоялся ряд громких отставок, а в NNPC был назначен новый управляющий директор Мохаммед Баркиндо, с которым, очевидно, придется договариваться по новой. Трехдневный (16--18 марта) визит в Москву министра иностранных дел Нигерии Оджо Мадуэкве, который встретился со своим коллегой Сергеем Лавровым и провел вместе с министром энергетики Сергеем Шматко заседание межправительственной комиссии, прорыва, судя по всему, не принес.
Вместе с тем у «Газпрома» (как и у других новых инвесторов) сейчас есть небольшое преимущество. Американские контролирующие органы инициировали в конце прошлого года целый ряд расследований против Shell и некоторых других западных компаний, работающих в стране, по обвинению в даче взяток нигерийским чиновникам за получение контрактов в нефтегазовой отрасли.
Алексей ГРИВАЧ