Время новостей
     N°75, 26 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.04.2002
Затерянный мир
Спасение русских усадеб -- дело искусствоведов
На днях в Российском фонде культуры прошел торжественный вечер, посвященный десятилетию возрождения Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Само общество было основано в 1922 году историком Владимиром Згурой. Возможность бежать зомбированной «левыми маршами» действительности и согреться в лучах золотого века привлекла в первое ОИРУ людей самых разных профессий. Среди них -- историки Алексей Греч, Виктор Лобанов, Николай Брунов, архитектор Александр Щусев, бывший член городской думы Петр Сытин, сотрудник милиции Александр Григорьев, следователь МУРа Юрий Шмаров. ОИРУ двадцатых -- это чудом спасенная и украшенная виньетками страничка мирискуснической книги (ведь тема усадеб была открыта эстетами дягилевского круга). В 1931-м хранение страничек с виньетками уже приравнивалось к преступлению. Деятельность ОИРУ сочли порочной. Начались аресты. Затем -- расстрелы. Потом -- забвение на шестьдесят лет. Общество возродилось в 1992-м по инициативе историка Людмилы Ивановой, скончавшейся несколько лет назад. Сегодня во главе ОИРУ директор Института природного наследия Юрий Веденин и доктор искусствоведения Мария Нащокина.

Представить деятельность ОИРУ можно по фильму Феллини «Рим». Помните, прокладывая тоннель, рабочие римского метро потревожили античные катакомбы. Через пролом в стене они вошли в зал. На мгновение все увидели живых римлян I века -- ошеломляющую иллюзорную живопись в помпеянском стиле. В следующее мгновение фрески стали таять. Их выветрил воздух двадцатого века. Ничего не сохранилось. Лишь память о той мгновенной встрече. Кто-то должен следить за тем, чтобы не выветрилась сама память. В России об этом печется ОИРУ. С завидной регулярностью члены общества, по большей части убеленные сединами ученые, навещают забытые богом и загаженные людьми руины дворянских гнезд по всей России. Каждый новый визит в любимое когда-то место умножает многие печали. Мерзость запустения пожирает все, как плесень. В Яропольце Чернышовых рушатся перекрытия церкви, в Отраде Орловых от фантастической росписи городов на стенах дворца остались лишь бледные тени. ОИРУ не дано спасти руины. Они спасают впечатления, узор воспоминаний: «Пускай мгновения стекает муть, // Узора милого не зачеркнуть». Эти воспоминания, искорка живого контакта и являются стимулом к написанию монографий и научных трудов, составлению усадебных картотек и каталогов.

О том, что искусствоведение -- это во многом археология затерянных (или даже несуществующих) миров, напомнила и открывшаяся в дни юбилея ОИРУ в залах Музея архитектуры выставка «Подвиг Петра Барановского». Знаменитый реставратор Петр Барановский в первые годы советской власти спас Свято-Троицкий Болдин монастырь на Смоленщине, объявив его музеем. Бывают странные сближения: Болдин монастырь стал филиалом Музея в городе Дорогобуже, а директором Дорогобужского музея был член общества ОИРУ Николай Савин. В Болдине монастыре собрали великолепную коллекцию церковной скульптуры из Верхнего Поднепровья. Своей могучей экспрессией святые из сельских церквей XVIII--XX вв. напоминают и вибрирующую готическую пластику, и образы северных икон. Предчувствуя недоброе, Петр Барановский попросил смоленского этнографа Михаила Погодина (внук знаменитого историка) сфотографировать собрание церковной скульптуры. Оказалось, не напрасно. За два года до ликвидации ОИРУ, в 1929-м, Болдин монастырь был лишен музейного статуса, экспонаты были вывезены. Следы их навсегда потеряны. Вскоре был арестован хранитель Болдина, Семен Бузанов, погибший в заключении. Три года в Сиблаге провел и сам Петр Барановский. Затерянный мир Барановского и Погодина стал фотоархивом МУАР. Увидеть его мы смогли благодаря куратору новой выставки Ульяне Черновол. Она не теряет надежду на то, что хотя бы малая часть коллекции уникальной пластики спаслась в российских или зарубежных собраниях. На сайте www.muar.ru можно увидеть всю коллекцию Барановского. Вдруг кто-то откликнется?

Сергей ХАЧАТУРОВ