Google рассчитывает занять лидирующее положение на российском рынке контекстной рекламы
Лучшая в мире технология поиска данных в Сети сама по себе никаких денег не приносит. Сердцем бизнеса Google является контекстная реклама. Она обеспечивает существенную прибыль компании. Эффективное
продвижение сайта, товара или услуги сегодня невозможно без рекламных объявлений.
О принципах работы системы контекстной рекламы Google и ее совершенствовании рассказали нашему корреспонденту менеджер по продуктам российского офиса Грейс Квак и директор по рекламным продуктам компании Google по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) и Латинской Америки Йен Ченг.
В Google искренне полагают, что систему контекстной рекламы Google AdWords выгодно отличает качество рекламных объявлений. Отличает от кого? Наши собеседники ничего на сей счет не сказали. "Мы не очень любим говорить о наших конкурентах как в России, так и по всему миру", -- заявил г-н Ченг.
Необходимое пояснение. Качество рекламного объявления, размещаемого поисковой системой в ответ на запрос пользователя, означает одно -- соответствие его условиям запроса, т.е. релевантность рекламы запросу. Если вы спрашиваете у поисковика, например, "коса", задача системы контекстной рекламы -- сделать нелегкий выбор между демонстрацией цен туров в район Куршской косы, рекламой парикмахерских или рекламой сельскохозяйственных орудий. Пример, конечно, условен. В жизни все гораздо сложнее.
Качество рекламного объявления обеспечивается исключительно машиной. Точнее, алгоритмом ее работы. Участие человека в этом процессе исключено. "Слишком большой объем рекламных объявлений пришлось бы обрабатывать", -- пояснила Грейс Квак.
Алгоритм постоянно совершенствуется. Для офиса в Цюрихе, сотрудники которого и занимаются контекстной рекламой, стали традиционными так называемые "плохие" и "хорошие" вечеринки. В ходе этих встреч коллектив устраивает мозговые штурмы, чтобы найти решение проблем, возникающих с качеством рекламных объявлений. "На "плохих" вечеринках обсуждаются нерелевантные рекламные объявления, которые напрасно появились на страницах Google и на сайтах партнеров. Например, в Англии есть разновидность шпината, которая называется baby spinach. Если пользователь вводит такой запрос в поисковой строке, то система должна выдать рекламные объявления, которые связаны только со шпинатом, но не имеют отношения к baby, детям", -- рассказывает Грейс Квак.
На "хороших" вечеринках, напротив, обсуждаются те случаи, когда рекламное объявление могло бы быть полезным для пользователя, но по каким-то причинам система его не выдала.
По утверждению г-на Ченга, именно качество рекламных объявлений для Google стоит на первом месте. Рекламодатель часто просто не может заплатить больше для того, чтобы его объявление оказалось впереди других, более релевантных: "Бывают ситуации, при которых качество рекламного объявления очень низкое. Даже при высокой цене за «клик» (переход по рекламной ссылке. - Ред.) такая реклама не будет показана".
У Google существует и черный список. В него попадают те рекламные объявления, которые противоречат законам той или иной страны -- например, реклама порносайтов или алкогольной продукции.
В вопросе о качестве контекстного рекламного объявления между Google и его российскими конкурентами («Яндекс.Директ», "Бегун") нет принципиальных разногласий. Аналитик коммерческих сервисов компании "Яндекс" Алексей Кабанов и руководитель департамента общественных связей компании "Бегун" Анна Янчевская трактуют понятие "качественное объявление" ровно так же, как их коллеги из Google.
"Яндекс.Директ" также старается полностью оградить пользователей от рекламы плохого контекста. Объявления, которые ведут на файлообменники, домашние страницы, немодерируемые форумы, доски объявлений или неструктурированные каталоги, в "Яндекс.Директ" не принимают.
Это серьезный, большой бизнес. Контекстная реклама произвела революцию -- она сделала Интернет средой, в которой возможно зарабатывать серьезные, большие деньги. И они текут в Сеть именно с рынка рекламы. По данным Adme.ru, объем контекстной рекламы в Рунете в 2008 году увеличился на 61%, составив 8,9 млрд рублей.
Некоторые эксперты уверены, что именно здесь ожидается очередная технологическая революция. Аудитория Сети может быть довольно точно изучена формальными методами -- компьютер в состоянии вычленить из безликой массы пользователей людей определенного возраста, пола и даже образовательного уровня. Это делается без запрещенного законом доступа к персональным данным -- например, наличие высшего образования выясняется путем компьютерного анализа словарного запаса пользователя. Г-н Ченг заявляет, что в Google уже работают над реализацией подобных возможностей, но сопровождает это заявление дежурными словами о том, что «нужно все тщательно продумать, чтобы не был нанесен вред пользователю, в частности его личным данным».
Это понятно. Coogle приходится вести дела в мировом масштабе. В отдельно взятой России решить потенциальные юридические проблемы проще. Поэтому есть шанс, что технология "продажи пользователей, а не аудитории" появится у нас раньше, чем в Америке.
Подготовлено совместно с iToday.ru