|
|
N°75, 26 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подростковая зачистка
Милиция отчиталась за ловлю безнадзорных
О первых результатах правительственной программы по профилактике безнадзорности доложил вчера на пресс-конференции начальник Главного управления охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенант милиции Николай Першуткин. С начала 2002 года выявлены и задержаны уже 235,4 тысячи беспризорников в различных регионах нашей страны. После доставки в отделения милиции «уличных» детей распределили, по словам генерала, следующим образом: 4,3 тыс. поместили в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, 4,6 тыс. -- в социально-реабилитационные центры, 7,4 тыс. -- в социальные приюты, 4,3 тыс. -- в детские дома и школы-интернаты. Около 205 тыс. подростков просто «вернули» родителям.
Споры о том, кто должен заниматься уличными детьми -- социальные органы или силовики -- ведутся достаточно давно. Например, в 1999 году московские власти посчитали негуманным поручать детей милиции и доверили их органам социальной защиты. Новый виток интереса к безнадзорным начался в январе 2002 года, когда Юрий Лужков предложил ввести комендантский час для несовершеннолетних. А также объединить усилия гражданских дружинников, милиции и социальных работников для работы с бездомными подростками. Тогда же депутаты Мосгордумы обратились с инициативой к коллегам из Госдумы с предложением разрешить задерживать бродячего ребенка, даже если он не совершал правонарушения. Итогом законодательных нововведений и стало мартовское постановление правительства «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год». Однако последний документ подвергается жесткой критике правозащитников.
Получилось так, что профилактика безнадзорности главным образом свелась к полицейским методам, считают в правозащитной организации «Право ребенка». Ведь работу милиции с безнадзорными детьми оценивают по количеству отловленных. «Нужны не зачистки, а системная профилактическая работа с семьей и ребенком, -- считает руководитель организации Борис Альтшуллер. -- Спасем семью -- спасем детей». Г-н Альтшуллер считает также, что необходимо перейти к практике ювенальной, детской юстиции, обеспечивающей специальный подход к детским проблемам.
С низкой оценкой профилактики безнадзорности согласился и генерал Першуткин. «Вопрос об устройстве беспризорников остается нерешенным, -- сказал он. -- 1025 несовершеннолетним было отказано в помещении в специальные учреждения». Чаще всего причиной отказов становится отсутствие у подростка регистрации в том месте, где его поймали.
Кирилл ВАСИЛЕНКО