|
|
N°75, 26 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Миллиард долларов для ЛУКОЙЛа
Государство построит нефтяной компании трубу
Через три дня после обнародования ЛУКОЙЛом деталей своей стратегии по увеличению экспорта нефтепродуктов вице-премьер Виктор Христенко объявил, что государство готово потратить миллиард долларов на новые экспортные проекты. Те самые, о которых говорил ЛУКОЙЛ.
Готовящееся «под ЛУКОЙЛ» постановление правительства и значительные госинвестиции свидетельствуют скорее не о коррумпированности чиновников, а о появлении нового прагматического подхода государства к участию принадлежащих ему компаний в бизнесе.
Строительство новых нефтепродуктопроводов будет вести госкомпания «Транснефтепродукт» (ТНП), которая предпочитает вкладывать собственные деньги, а также брать кредиты, чем уступать частным компаниям право управления экспортными трубами и доходы от их эксплуатации. Такую же политику ведет «Транснефть», которая занимается транспортировкой нефти. Обе компании с недавнего времени возглавляют друзья, выходцы из ЛУКОЙЛа -- Семен Вайншток в «Транснефти» и Сергей Маслов в ТНП.
«ЛУКОЙЛ очень отстал от своих конкурентов в объемах экспорта нефтепродуктов, и это объясняется отсутствием хороших схем транспортировки», -- рассказал журналистам в понедельник вице-президент компании Леонид Федун. Заводы ЛУКОЙЛа в Перми и Волгограде не связаны с экспортными трубами, а экспорт по железной дороге обходится дороже как минимум на 30%. Завод в Нижнем Новгороде, связанный с экспортной трубой, ЛУКОЙЛ купил только в конце прошлого года.
В то время как ЮКОС экспортирует 70% продукции, а «Сургутнефтегаз» почти 90%, у ЛУКОЙЛа этот показатель слегка превышает 50%. В результате ЛУКОЙЛ получает меньше выручки по сравнению с конкурентами, и это ведет к потерям в стоимости акций компании.
По словам Леонида Федуна, решить проблему ЛУКОЙЛ собрался путем строительства двух нефтепродуктопроводов -- «Северного» (Пермь--Нижний Новгород--Ярославль--Кириши--Приморск) и «Южного» (Волгоград--Новороссийск или Туапсе). Компания надеется, что к 2005 году это позволит увеличить экспорт продукции до 70%. Однако вице-президент не стал вдаваться в подробности, так что многие аналитики скептически оценили дорогие и неясные «прожекты».
Вчера на заседании правительственной комиссии по использованию магистральных трубопроводов, возглавляемой Виктором Христенко, эти «прожекты» приобрели реальные очертания и статус государственных приоритетов. Комиссия одобрила схему финансирования строительства северного нефтепродуктопровода и проект правительственного постановления по этому поводу. «Трубопровод будет строиться за счет кредитных ресурсов, которые будут привлечены «Транснефтепродуктом», -- цитирует вице-премьера Интерфакс.
Проект разделили на две части: Нижний Новгород--Приморск (мощностью до 10 млн т в год) и Андреевка--Альметьевск (мощностью около 3 млн т в год). Последний отрезок позволяет присоединить к новой экспортной трубе Пермский завод ЛУКОЙЛа. ТНП заявляет, что 30% нефти в Приморск будет поступать с пермского направления, поэтому два проекта должны быть реализованы одновременно. Значительная часть продуктов будет поступать с нижегородского завода, на который под новый проект государства ЛУКОЙЛ обещает поставлять в три раза больше нефти.
Не исключено, впрочем, что еще кому-нибудь кроме ЛУКОЙЛа удастся «влезть» в новую трубу. Первые претенденты -- «Славнефть», «Татнефть» и «Сургутнефтегаз», чьи заводы расположены на проектируемой трассе. Для остальных компаний ТНП придется достраивать соединения с действующими трубопроводами, но пока о таких планах никто не заявлял.
Оценки стоимости новой трубы различаются: летом Сергей Маслов оценивал ее в 500 млн долл., Виктор Христенко назвал вчера цифру 750 млн долл., а вице-президент ТНП Светлана Сидорова вчера же в интервью Reuters говорила о 818 млн долл. Маленький кусочек Андреевка--Альметьевск оценивается в 110--120 млн долл. В течение 6--12 месяцев ТНП планирует завершить проектирование трубы, а весь проект рассчитан примерно на три года.
По словам г-жи Сидоровой, ТНП готовит документы для получения банковских кредитов и, возможно, для выпуска облигаций. В числе потенциальных кредиторов она назвала ЕБРР, Российский банк развития и Внешторгбанк. Для кредиторов важно иметь гарантии возврата средств, а их можно получить только при наличии обязательств нефтяных компаний использовать трубу «под завязку». ЛУКОЙЛ, следуя своей стратегии «увеличения экспортного потенциала», видимо, не откажется предоставить подобные гарантии, получив в обмен фиксированное место в будущей трубе. Конкуренты вчера молчали.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ