Время новостей
     N°44, 18 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2009
Чужая марка ближе к телу
По данным ВЦИОМ, лишь каждый пятый россиянин готов поддержать отечественный автопром
Мировой кризис не заставил россиян пересаживаться с иномарок на изделия отечественного автопрома. Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликовавшие вчера результаты одного из последних опросов, делают вывод: внешние факторы никак не сказались на тенденции последних лет -- все меньшее количество наших сограждан предпочитает российские автомобили импортным авто и иномаркам отечественной сборки.

Если в 2006 году, когда ВЦИОМ проводил аналогичный опрос, большая часть респондентов (54%) заявляла о готовности купить российскую машину и 34% отдавали предпочтение иномаркам, то в 2009-м расклад качественно иной. Из тех, кто планирует приобрести автомобиль в ближайшие один-два года (кстати, таких оптимистов среди опрошенных оказалось сравнительно немного, 11%), около половины -- 49% -- сообщили о том, что собираются купить иностранный автомобиль, и только 22% заявили о приверженности к нашему автопрому.

Эксперты ВЦИОМ отмечают, что даже среди малообеспеченных граждан -- тех, кто оценивает свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое», -- преобладают желающие приобрести подержанную иномарку: таких оказалось 31%. Для сравнения: среди этой категории опрошенных количество тех, кто ориентирован на покупку нового отечественного автомобиля, составляет 22%. Что же касается более обеспеченных россиян, то, как говорится в отчете ВЦИОМ, они «нацелены прежде всего на новую (38%) или подержанную (20%) иномарку».

Судя по данным опроса, «оптимальной машиной» для россиян является именно подержанное авто зарубежного производства: 29% сообщили, что готовы потратить на автомобиль от 6 до 10 тыс. долл. За такую сумму, как говорят сотрудники фирм, торгующих подержанными машинами, можно приобрести, например, «японку» 5-7-летней давности, в весьма приличном состоянии. Среднестатистический потенциальный покупатель недорогого автомобиля -- житель крупного города, для которого не представляет затруднений покупка продуктов и одежды, но для которого затруднительно приобретение вещей длительного пользования. Среди тех, кто заявил о своей «высокой покупательной способности», 50% готовы купить машину стоимостью от 11 до 20 тыс. долларов.

Что же касается машин иностранных марок, которые собирают на российских автозаводах, то, по мнению большинства (40%) опрошенных, их качество далеко от зарубежных аналогов. Лишь каждый десятый участник опроса считает, что «наши иномарки» ничем не отличаются от тех, что произведены, например, в Германии. Наибольший скепсис по отношению к машинам зарубежной марки, но отечественной сборки проявляют сами владельцы иномарок -- 64% из них считает, что качество российских аналогов отличается в худшую сторону.

Помимо прочего социологи отметили, что за прошедшие три года резко, в четыре раза, возросло число тех, кто хотел бы купить машину, но еще не определился с ее типом (с 7 до 29%). «Вероятно, сказывается влияние нестабильной экономической ситуации, курса валют и роста цен на иномарки», -- замечают по этому поводу авторы соцопроса.

«Люди, привыкшие к комфорту и безопасности или стремящиеся к этому, вряд ли сделают выбор в пользу «чуда отечественной техники», несмотря на повышение ввозных пошлин и другие преференции со стороны правительства», -- в беседе с «Временем новостей» прокомментировал опрос ВЦИОМ лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Зачистка» конкурентного поля ничего не даст, настаивает наш собеседник. «Даже американцы, несмотря на весь их хваленый патриотизм, стали отдавать предпочтение японским автомобилям, когда в 80-е годы автоконцерны Японии стали теснить американских производителей на их же внутреннем рынке, -- привел пример г-н Лысаков. -- Рассказывают, что, когда американские автомагнаты обратились к Рональду Рейгану с просьбой принять протекционистские меры, президент им ответил: «Ребята, делайте лучше!» Это, вероятнее всего, легенда, однако фактом является то, что появление серьезных конкурентов сказалось на качестве и, следовательно, на раскупаемости американских автомобилей».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Автопром