|
|
N°44, 18 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отколоться от Америки
Спасать Opel немцам и хочется и колется
Германский автомобильный концерн Opel продолжает переживать зигзаги судьбы, вызванные глобальным финансово-экономическим кризисом, теперь, в результате переговоров министра экономики ФРГ Карла-Теодора цу Гуттенберга в США, он может получить серьезную «автономию» от материнского концерна General Motors.
В течение последних месяцев судьба Opel -- предмет постоянных дискуссий в германском правительстве. Руководство компании две недели назад представило план реформирования, согласно которому от государства требовалась поддержка в виде гарантий на сумму более 3 млрд евро. Федеральный канцлер Ангела Меркель осталась недовольна представленным в правительство документом и, по сути, отказалась принимать на его основании какие-либо решения, связанные с неблагодарным для политика делом раздавать деньги налогоплательщиков частным компаниям. Специалисты рассказывают, что местами опелевский документ весьма смахивал на рекламный буклет, повествующий о далеком и светлом будущем предприятия. Серьезные сомнения в кабинете министров вызывает прочная взаимозависимость между Opel и американским General Motors: в Берлине не скрывали опасений, что выделенные для Opel миллиарды смогут оказаться за океаном. Подобный исход в нынешний год межпартийной борьбы за кресло канцлера на предстоящих будущей осенью выборах может оказаться губительным для политиков, стоящих сегодня у власти.
Именно в свете подобных раздумий за океан был командирован новый федеральный министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг. Ему предстояло убедить руководство GM в необходимости предоставления Opel столько автономии и суверенитета, сколько немецкая компания (при возможном содействии государства) сможет вынести и при этом уберечься от висящего над ней дамоклова меча банкротства. В начале недели в Вашингтон для встречи с германским министром прибыли оба шефа GM -- исполнительный директор Рик Вагонер и финансовый директор Фриц Хендерсон.
«Со стороны GM были продемонстрированы шаги навстречу», -- констатировал Гуттенберг после беседы с обоими топ-менеджерами пребывающего в глубоком кризисе заокеанского автогиганта. Итоги переговоров, как особо подчеркнул он, «оставляют надежду». Это означает, отметил в своих комментариях министр экономики ФРГ, что американский автоконцерн впервые за все кризисные месяцы откликнулся на требование германского правительства представить членораздельную концепцию санации Opel, что является важнейшей предпосылкой для рассмотрения вопроса о выделении германской компании государственных гарантий. «Руководство GM согласно на уступки по центральным требованиям», -- говорит министр. Стало известно, что крупнейший американский автопроизводитель, который сам в последние месяцы борется за свое выживание и избегает банкротства лишь благодаря миллиардным кредитам от государства, «изъявил готовность» в будущем ограничиться ролью миноритария Opel.
Помимо этого, сказал министр Гуттенберг по итогам беседы с Риком Вагонером и Фрицем Хендерсоном, был принята «дорожная карта» дальнейших переговоров о судьбе Opel. Они, судя по всему, будут поставлены на широкую ногу: будут назначены специальные посредники, которые будут сглаживать острые углы в отношениях между GM, Opel, а также правительственными чиновниками обеих стран. Целью немцев при этом будет лишение GM «материнских прав» в отношении Opel -- настолько, насколько это вообще окажется возможным.
В последние недели американцы в отношении Opel настойчиво стремились заручиться финансовой помощью из европейских бюджетных источников -- лишь после гарантий этого они обещали раскрывать суть своих концептуальных идей по спасению германской «дочки». «О подобном процессе со стороны правительства Германии не могло быть и речи», -- отметил министр Гуттенберг, добавив, что американские партнеры «согласились с нами, кивая головами».
Впрочем, политики в Берлине не слишком спешат вселять в коллектив Opel сколько-нибудь реальные надежды. Слишком много в Германии голосов, включая и федерального канцлера Меркель, возражающих против столь внушительной господдержки для отдельно взятого частного концерна -- даже если его имя и успело стать важной частью истории немецкой экономики. Глава экспертного экономического совета при федеральном правительстве (это т.н. «совет мудрецов», в который входят директора ряда ведущих независимых германских исследовательских центров) Вольфганг Франц на вопрос, спасать ли Opel или отдать концерн на откуп рыночной стихии, безапелляционно высказывается в пользу второго варианта. «В задачи государства спасение Opel не входит. Это должен решать рынок, и покупатели должны сами решать, какие автомобили они себе хотят», -- заявил он в интервью общегерманскому таблоиду Bild-Zeitung. Эксперт при этом уповает на очищающий эффект банкротства концерна: «Начало процесса банкротства еще далеко не означает, что на следующий день на улице окажутся тысячи его работников. Напротив: право в области банкротства может оказаться очень полезным для спасения предприятия и поиска для него новых инвесторов».
Для немецких политиков существует еще одна опасность, связанная с участием в возможном спасении Opel. Об этом вчера предупредил спикер по экономическим вопросам фракции ХДС/ХСС в бундестаге Лауренц Майер. Принятие концепций по спасению Opel налагает на Германию особую ответственность и перед другими европейскими странами, где расположены производства концерна. «Представьте себе на минутку, что в результате реализации концепции придется прибегнуть к закрытию завода, скажем, в Антверпене и еще где-нибудь в Испании или Польше, -- сказал он. -- И виноватым в том, что на стол был выложен такой проект, окажется правительство Германии. Ну и тогда -- за ваше здоровье, господа...».
Юрий ШПАКОВ, Берлин