Главная военная прокуратура России возбудила уголовное дело против сержанта Александра Глухова, самовольно покинувшего военную часть в Южной Осетии и оказавшегося в Грузии. "В отношении младшего сержанта Глухова возбуждено уголовное дело по статье "дезертирство", и Россия потребует от Грузии его выдачи", -- заявил вчера главный военный прокурор России Сергей Фридинский. Таким образом, российское военное командование определилось в своем отношении к инциденту, происшедшему в январе 2009 года, когда сержант Глухов оказался в Грузии и оттуда заявил о своем намерении получить статус беженца.
Младший сержант российской армии Александр Глухов был призван в армию из Удмуртии осенью 2007 года и должен был демобилизоваться весной этого года. Однако в конце января он самовольно покинул свою часть, дислоцированную в Южной Осетии, и оказался в Грузии. Там он получил фактический, но не официальный статус беженца, власти Грузии предоставили ему жилье и денежное содержание.
До вчерашнего дня Минобороны России не было готово признать, что сержант самовольно покинул часть. Оно заявляло, что Глухова могли похитить грузинские военные, чтобы оказывать на него физическое и психологическое воздействие.
Тогда официальный представитель Минобороны назвал "информационной провокацией" сообщения грузинских СМИ о том, что Глухов самовольно оставил воинскую часть и перешел на территорию Грузии. "Под физическим либо морально-психологическим воздействием или под угрозами военнослужащий Глухов мог сказать что угодно", -- заявлял два месяца назад представитель Министерства обороны России. Однако сейчас, видимо, получив в результате расследования новые данные, военное командование решило изменить свою позицию и начать преследовать Глухова по всей строгости российских законов как дезертира.
Теперь Александр Глухов может быть осужден на срок до семи лет, если защита не сумеет воспользоваться примечанием в Уголовном кодексе, позволяющим освободить сбежавшего военного от уголовной ответственности в случае, если он дезертировал впервые и в одиночку, с ним не было оружия, а его уход стал следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Именно на наличие этих «тяжелых обстоятельств» и упирал младший сержант Глухов, когда в январе в своем телеобращении поведал на весь мир о том, что покинул военную часть в Ахалгорском районе Южной Осетии, где «были ненормальные условия, мало кормили, не было бани». В связи с этим российские правозащитники потребовали, чтобы военная прокуратура провела проверку в части, где служил сбежавший военный. "Сержант Глухов -- типичная жертва суровых обстоятельств. Его дело необходимо рассматривать не как единичный эпизод, а как признак несовершенства армейской системы", -- говорится во вчерашнем заявлении председателя Московского бюро по правам человека, члена Общественной палаты Александра Брода. По его данным, Глухов изначально не подлежал призыву в вооруженные силы, поскольку проходил обучение в специализированной школе и имел целый ряд ограничений. "Вместо этого Минобороны распространяло сообщения о похищении Глухова, чтобы придать политический оттенок ситуации и скрыть плохие бытовые условия и факты издевательства командиров", -- заявил г-н Брод.
Сам Александр Глухов заявил вчера в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что согласен с решением российских властей возбудить против него дело о дезертирстве. "Я знаю, что против меня ведется уголовное дело -- дезертирство. Я думал об этом, что, когда я уйду из части, против меня заведут уголовное дело. Я же сбежал из части, все верно, что завели уголовное дело", -- признался он и добавил, что намерен остаться в Тбилиси.
Мать Глухова, с которой сержант периодически общается по телефону, также не советует сыну спешить с возвращением на родину. "Ему надо подумать перед принятием сложного решения", -- сказала Галина Глухова во вторник РИА Новости. Однако передавать опального сержанта российским военным в Грузии, похоже, не собираются. "Глухов является соискателем статуса политического беженца, поэтому мы не можем передать его российской стороне", -- заявил заместитель министра внутренних дел Шота Утиашвили. Таким образом, теперь у младшего сержанта Александра Глухова осталось два пути: либо получить статус беженца в Грузии, либо -- статус дезертира в России.