|
|
N°75, 26 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алмазы зашевелились
АЛРОСА собирается повышать цены
Некоторая активность мирового бриллиантового рынка позволяет российской компании АЛРОСА полным ходом разрабатывать планы повышения цен на свою продукцию. Сейчас она занята созданием собственного классификатора оценки алмазного сырья, который по стандартам будет приближен к мировому уровню. Это позволит АЛРОСА поднять отпускные цены в среднем на 15%.
Как сообщил газете «Время новостей» директор Центра сортировки алмазов (ЦСО, подразделение АЛРОСА) Константин Курбатов, новый классификатор оценки алмазов «уже разработан, и осталось его утвердить». Стандарты оценки сырья, которой занимается ЦСО в якутском городе Мирном, будут приближены к стандартам, практикуемым постоянным покупателем якутских алмазов -- корпорацией De Beers. Алмазы, оцененные ее экспертами, стоят уже примерно на 15% дороже. Правда, по словам того же г-на Курбатова, процесс утверждения новых отечественных стандартов займет года два.
Ценовая политика российского алмазного монополиста, который кроме добычи продолжает развивать собственное гранильное производство, направлена на обретение самостоятельности компании в сбытовой политике. Последние годы основную массу добытых алмазов компания продавала своему постоянному контрагенту -- De Beers. Так, в прошлом году De Beers закупил сырья на сумму более 950 млн долл. (весь объем добычи АЛРОСА составил 1,63 млрд долл.). Однако по новому пятилетнему торговому соглашению с De Beers, подписанному в декабре прошлого года, российская компания будет ежегодно продавать своему постоянному клиенту алмазов на сумму примерно 800 млн долл. (в этом году, по расчетам специалистов компании, будет добыто алмазов примерно на 1,5 млрд долларов).
В прошлом году якутские алмазы (массой менее 10,8 карата, более весомые реализуются только с разрешения президента РФ) кроме De Beers купили 88 отечественных организаций, лишь две из которых относятся к крупным гранильным производствам -- смоленский завод «Кристалл» и якутская компания «Туймаада Даймондз». Как предполагают в АЛРОСА, за остальными покупателями стоят зарубежные игроки, не заинтересованные в развитии гранильного производства в России. Одна из причин, благодаря которой возможно существование посреднических структур между АЛРОСА и зарубежными гранильными предприятиями, -- относительно низкие по сравнению с мировыми отпускные цены российской компании. Принятие нового классификатора позволит решить эту проблему. Тем более что, по сведениям г-на Курбатова, De Beers со второго квартала намерен повысить цены на алмазы на 5%.
Поднять цены помогут также, по словам вице-президента АЛРОСА Юрия Дуденкова, намечающиеся признаки оживления мирового бриллиантового рынка. Снижение спроса и падение продаж наблюдается с начала 2000 года. За два года цены на бриллианты упали примерно на 15%. Но, как говорит г-н Дуденков, с минувшего декабря рынок стал потихоньку оживать.
Между тем эффективность сбытовой политики АЛРОСА и введение собственного прейскуранта цен во многом зависит от решения правительства РФ о выводе алмазов и бриллиантов из категории валютной ценности (это затрудняет экспорт алмазов и их оборот внутри станы). По законодательству АЛРОСА имеет право продавать лишь 5% из собственных запасов алмазов (их общий объем не раскрывается). Представители компании говорят, что хотели бы увеличить эту долю, чтобы иметь возможность повысить объем продаж. Долгожданные федеральные нормативные акты, направленные на либерализацию оборота алмазов и бриллиантов, как сказали в АЛРОСА, сейчас находятся в стадии подписания.
Владислав ДОЛГОВ, Мирный (Якутия)