|
|
N°44, 18 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не время сейчас Грузии покидать СНГ»
В комитетах парламента Грузии в эти дни обсуждают юридические тонкости выхода Грузии из СНГ. Решение покинуть Содружество, в которое Грузия вступила последней в 1994 году, было принято в августе прошлого года после конфликта вокруг Южной Осетии. Грузия посчитала, что СНГ не осудило должным образом «российскую интервенцию». В соответствии с уставом Содружества окончательный «развод» произойдет в августе этого года.
45-летний Зураб Хонелидзе, который в 1995-м по грузинской квоте возглавил департамент политического содружества СНГ, а через год в ранге чрезвычайного и полномочного посла стал постоянным представителем Грузии в Содружестве, был отозван в Тбилиси еще до августовского кризиса. В интервью «Времени новостей» дипломат утверждает, что не получал документа о прекращении полномочий, а был ознакомлен только с решением грузинского руководства прекратить финансирование своей миссии в СНГ. Зураб ХОНЕЛИДЗЕ считает, что Грузия поспешила с выходом из СНГ, основываясь на эмоциях, а не на реальных интересах.
-- Рано или поздно СНГ все равно прекратит существование. Но, на мой взгляд, не время сейчас Грузии покидать Содружество, через которое можно влиять на Россию. Для общения с Россией другого формата у Грузии после разрыва дипломатических отношений нет.
Мы критикуем СНГ за аморфную позицию в августе прошлого года. Но вспомним, к примеру, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), созданный при поддержке США. В этой организации собрались друзья и стратегические партнеры Грузии -- и абсолютно ничего нам ГУАМ в плане политической оценки августовских событий не принес. Активность Грузии в организациях, где не представлена Россия, не имеет значения. Я свидетель всего происходившего на официальных и неофициальных уровнях в СНГ -- это огромный капитал, который нельзя не использовать во благо своего государства.
-- Выход Грузии из СНГ был обусловлен протестом против действий России...
-- Россия уже решила собственные задачи, которые поставила перед собой при создании СНГ, -- это образование ОДКБ и ЕврАзЭС. Грузия в этом отношении балласт, ее выход из СНГ имеет только незначительную психологическую окраску. Если Грузия уйдет из СНГ, это лишь освободит Россию от многих обязательств, взятых ею в рамках многосторонних договоренностей в Содружестве. Получается, что Грузия навредит себе.
-- Вы считаете возможным приостановить выход Грузии из СНГ?
-- Абсолютно. Я продолжаю поддерживать тесные контакты с представителями России, Белоруссии. Казахстана, Азербайджана, других стран, которые занимают ключевые должности в СНГ. Все недоумевают: чего же добивается Грузия своим выходом? Мы как бы наказываем Россию, но это совершенно не так.
В рамках СНГ Грузия могла бы добиться для себя полезного. В Содружестве есть государства с проблемами, похожими на наши. Мы могли бы получить их поддержку, не оставаясь с Россией с глазу на глаз. Евросоюз и НАТО возобновляют контакты с Россией, мы тоже можем вернуться к формату СНГ.
-- Больше всего Грузия была недовольна российскими миротворцами в Абхазии, которые находились там под эгидой СНГ с 1994 года...
-- Неверно говорить, что мы 15 лет назад вошли в СНГ для восстановления территориальной целостности, и если ничего не сделано, то СНГ -- ненужная и плохая организация. Если государство -- член СНГ ставит вопрос, он обязательно рассматривается. Не было случая, когда Грузия поднимала проблему и она не обсуждалась. Если мы критикуем мандат миротворческих сил, то почему не поставили вопрос о его изменении, не добились иного? Это однозначно вина Грузии. Плохо, значит, работали.
Чтобы спасти Грузию от развала, надо остановить процесс выхода из СНГ, зафиксировав, что до прошлогодних военных действий Россия признавала территориальную целостность Грузии во всех документах. Если мы поработаем, то все остальные государства СНГ заново подтвердят признание территориальной целостности нашей страны. Тогда 11 членов СНГ будут против одного -- России. Мне верится, что Россия после этого будет вынуждена отойти от признания Абхазии и Южной Осетии.
-- Но Москва неоднократно подчеркивала, что решение о признании необратимо...
-- Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия поставила себя в сложную ситуацию. Остановив движение из СНГ, мы помогаем России найти выход, иначе никакая сила в мире не заставит Россию отказаться от этих решений. Нельзя рассматривать вопрос территориальной целостности Грузии только в контексте отношений Москвы и Тбилиси. Все зависит от уровня контактов России и США, Грузию спасет проект с учетом интересов этих стран, которые совпадут с грузинскими. Но только в отношении Грузии такой проект уже невозможен. США и Россия уже получили от Грузии то, что хотели. Надо говорить о новом формате регионального сотрудничества, об интересах всех стран Южного Кавказа. У Азербайджана, Грузии и Армении схожие проблемы, и все конфликты надо решать в общем контексте.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси