|
|
N°44, 18 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Льгота стратегического назначения
Земельный скандал на Николиной Горе может ударить по офицерам РВСН
Скандальная история о громкой земельной афере, объединившей в одном уголовном деле и криминал, и науку, и искусство, и армию, получит продолжение на этой неделе. 19 марта истекает срок санкционированного судом ареста владельца обувной компании «Терволина» Владимира Степанова, которого сотрудники Следственного комитета (СК) при МВД обвиняют в мошенничестве с земельными участками в окрестностях знаменитой Николиной Горы. Даже по рублевским меркам, ущерб от «прихватизации» двух с лишним десятков гектаров кажется весьма существенным -- муниципальные земли, перешедшие после серии сделок в частную собственность, оцениваются, по данным СКП, в 3 млрд руб. Отдельно можно выделить и репутационный урон, нанесенный мошенниками Ракетным войскам стратегического назначения, -- теперь вся страна знает, что офицеры элитных частей могут угодить в центр громкого скандала из-за каких-то 500 долларов.
Сейчас представители штаба РВСН уверяют, что военнослужащие были лишь пешками в игре группы мошенников, которой, как подозревает следствие, руководил г-н Степанов. Однако на вопрос о том, действительно ли замешанные в земельную аферу офицеры действовали по незнанию, должна ответить Главная военная прокуратура. Сейчас она проводит повторную проверку фактов вовлечения военнослужащих части №26180 в сговор с целью хищения государственной собственности. В этом громком деле все хотят выглядеть именно пешками, дабы не попасть под инкриминируемую Вадиму Степанову с подельниками часть 5 статьи 159 Уголовного кодекса РФ -- мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы.
В известном никологорском дачном кооперативе работников науки и искусства «РАНИС» все тоже пытаются представить себя жертвами аферы, начавшейся еще в 2003 году. После вступления в силу Земельного кодекса членам этого кооператива, занимавшего 131 га в одном из самых дорогих районов Подмосковья, необходимо было до 1 января 2004-го приватизировать общественную территорию -- порядка 52 гектаров. Нужной для оформления всех документов суммы у дачников не нашлось, но на горизонте появился Вадим Степанов, обладавший большими связями в местной администрации. В обмен на право выкупа части общественных земель он пообещал быстро уладить формальности, и вскоре подконтрольная ему компания «Кельт» заключила договор с правлением дачного кооператива. Как уверяют теперь в «РАНИС», члены кооператива Сергей Фонтон, Борис Гуляев и Анна Калашникова убеждали остальных дачников в законности всех действий Вадима Степанова и его соратников. Однако вскоре выяснилось, что в ходе геодезических работ, необходимых для приватизации, к землям «РАНИС» были прирезаны 20,47 га угодий Гослесфонда. Затем в местную администрацию поступил документ, из которого следовало, что кооператив отказывается от права бессрочного пользования этой землей и частью своей -- общей площадью 26 гектаров.
Так была завершена первая часть многоходовой операции -- перевод земель из категории «лесных» в «дачные», что позволяет вести на них строительство. Кстати, некоторые члены правлении «РАНИС» до сих пор настаивают на том, что подобная операция осуществлялась с неукоснительным соблюдением буквы закона, собирают подписи дачников под слезными коллективными воззваниями за освобождение Степанова. В Следственном комитете же утверждают, что только последовавшая вслед за переводом земель из одной категории в другую вырубка леса нанесла урон государству в 7,6 млн рублей.
Но организаторам схемы нужно было еще и легализовать свои права собственности на этот лакомый кусок недвижимости на Рублевке, который администрация Одинцовского района, даже с учетом особых отношений с владельцем «Терволины», никогда не передала бы одному застройщику. Гектары разбили на 153 участка, часть оформили на родственников г-на Степанова и сотрудников его компании. Однако требовались новые подставные «хозяева», причем желательно обладающие правом бесплатного получения от государства дачного участка. Так всколыхнулась размеренная жизнь гарнизона РВСН в подмосковной Власихе. Там появился некий господин Жабин, предложивший военнослужащим и уже вышедшим в отставку ветеранам-ракетчикам легко заработать по 400--500 долл. Эта сумма и сейчас весьма существенна для военнослужащих, а по меркам 2004 года и подавно.
По постановлению главы Одинцовского района и на основании ст. 15 закона РФ «О статусе военнослужащих» участки в престижнейшем месте, где еще недавно сотку оценивали в 100 тыс. долл., выделялись офицерам и прапорщикам бесплатно. Правда, землю они и в глаза не видели -- ни тогда, ни после. Уже через несколько дней после формального выделения им участков на Николиной Горе военнослужащие РВСН и ветераны, как и положено военным, организованно отправились к нотариусу -- оформлять дарственные и купчие по символической цене на участников организованной Вадимом Степановым схемы. Сегодня вспоминать этот эпизод по понятным причинам военные не хотят. «Почти все, кого «бизнесмены» подговорили оформить землю на свое имя, догадывались, что тут что-то нечистое, -- признался один из военнослужащих гарнизона во Власихе, категорически отказавшись от упоминания своего имени в прессе. -- Когда один из офицеров показал нам 500 долл., многие поначалу даже не поверили, что они подлинные. Но когда же сходили в обменник и перевели доллары в рубли, желающих сходить к нотариусу стало много. Получив 400 долл., офицер же себя Рокфеллером чувствовал!»
Те же, кто чувствовал себя «Рокфеллером» в еще большей степени, обнесли свои новые владения забором и приступили к строительству очередного элитного коттеджного поселка на Рублевке. Но в 2005 году созданный фонд «РАНИС» начал добиваться расследования всей этой аферы, обвиняя г-на Степанова в рейдерском захвате земель. Затем к изучению обстоятельств превращения лесных угодий в коттеджный поселок подключился «Росприроднадзор». И наконец, действиями Вадима Степанова и его соратников на Рублевке заинтересовался и департамент экономической безопасности МВД. Как рассказывал замглавы природоохранного ведомства Олег Митволь, получить исходную документацию по землям кооператива на Николиной Горе было сложно. В земельном комитете Одинцовского района утверждали, что все карты «съели мыши», а бумаги Звенигородского лесхоза сгорели при пожаре. Тем не менее карты нашлись в Госархиве. В конце 2007 года после проведенной ДЭБ проверки было возбуждено дело о мошенничестве, Вадим Степанов стал его основным фигурантом, а в сентябре прошлого года он был арестован. В декабре Мосгорсуд подтвердил решение Тверского районного суда, продлившего до 19 марта 2009-го срок содержания под стражей владельца «Терволины». В ближайшее время его дело должно быть передано в суд.
Но параллельно проверку ведет и Главная военная прокуратура. Во многом именно от действий военных прокуроров зависит, кем предстанут в итоге ветераны Ракетных войск стратегического назначения из Власихи -- жертвами мошенников или все же соучастниками преступления. И хотя никто не сомневается, что военных подставили, воспользовавшись их юридической безграмотностью, законодательство позволяет привлечь всех номинальных «собственников» земельных участков к ответственности за пособничество в совершении преступления, организованного г-ном Степановым. Статья 33 Уголовного кодекса РФ определяет пособничество, в частности, как приобретение и сбыт предметов преступления в целях сокрытия этого преступления. И под такое определение обвинение вполне может подвести действия по получению и перепродаже земли. Тем более если государство, возвращая в муниципальный фонд земли на Николиной Горе, пойдет по пути признания сделок с участками «притворными», то есть совершенными лишь для вида. В этом случае военнослужащие окажутся одной из сторон сделки, признанной судом фиктивной.
Однако, как утверждают военные юристы, у ветеранов еще есть варианты не только оградить себя от обвинений в пособничестве мошенникам, но и вернуть право на бесплатное получение земельного участка, предоставляемое государством военнослужащим только один раз и столь опрометчиво израсходованное ракетчиками из Власихи «по совету» организаторов аферы. Для этого необходимо обратиться в суд с просьбой расторгнуть фиктивные сделки с землей на основании ст. 179 Гражданского кодекса РФ, то есть как совершенные под влиянием обмана. Если факт обмана будет судом подтвержден, то и выдвинуть против военных обвинения будет невозможно. Вновь появится и право на льготу по получению бесплатного участка, который даже вдали от Николиной Горы сегодня стоит дороже той суммы, за которую военные согласились «втемную» участвовать в афере.
Вообще же власихинская история очень четко показала общие болевые точки нашей армии, которыми и воспользовались мошенники. Про необходимость увеличения денежного довольствия и решения материальных проблем военнослужащих и отставников уже говорилось и писалось немало. Но, как теперь видно, важно также ужесточить контроль над получением военными доходов «со стороны», ввести ответственность за попытки подкупа военнослужащих и вовлечение их в деятельность, не связанную с несением службы. Отдельная проблема -- злоупотребление военными льготами. Льготы -- это признание заслуг человека перед Родиной, они не должны продаваться и покупаться, ни за 500, ни за 5000 долл. Необходимо ликвидировать лазейки в законах, позволяющие оставлять льготы военнослужащих на откуп коррумпированным местным чиновникам и их нечистоплотным бизнес-партнерам.
Виктор БАРВЕНКОВСКИЙ, полковник