|
|
N°44, 18 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летите, голуби, летите
Уго Чавес готов принимать в Венесуэле российскую стратегическую авиацию
Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил использовать аэродром на острове Арчила для временного базирования самолетов дальней авиации ВВС России. Об этом заявил начальник штаба ДА генерал-майор Анатолий Жихарев. "Такое предложение со стороны президента Венесуэлы есть. Чавес предложил нам целый остров с аэродромом, который мы можем использовать для временного базирования стратегических бомбардировщиков", -- сказал генерал. По его мнению, использование острова Арчила российскими ВВС вполне возможно.
Остров Арчила (Isla la Orchila) -- один из самых малоизученных островов в Карибском бассейне. На протяжении вот уже более 40 лет он имеет особый статус -- его могут посещать только руководители Венесуэлы и военные высшего ранга. Во главе группы российских офицеров в прошлом году генерал Жихарев побывал на острове Арчила. Находящийся там аэродром местной военно-морской базы после небольшой реконструкции будет вполне способен обеспечивать посадку и взлет российских стратегических бомбардировщиков с полной загрузкой.
Аэродром сейчас как раз реконструируется. Длина взлетно-посадочной полосы 3200 метров, осталось нарастить 300 метров (из них стоянка 200 метров, и оставшиеся 100 метров чистой земли надо превратить в бетон). После реконструкции самолеты стратегической авиации смогут взлетать с Арчилы с максимальным весом -- из-за полной загрузки топливом. Речь идет лишь о возможности временного базирования на острове, поскольку базы иностранных государств размещать в Венесуэле запрещено по конституции. А временное размещение контингента, например для выполнения воздушного патрулирования, возможно.
Напомним, в сентябре 2008 года экипажи двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 во главе с генералом Жихаревым совершили беспосадочный межконтинентальный перелет и приземлились в Венесуэле. После этого они выполнили полеты на воздушное патрулирование в акватории Карибского моря, а при возвращении на аэродром базирования в Энгельсе (Саратовская область) прошли над нейтральными водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов, проведя в воздухе более 15 часов. На борту прилетавших в Венесуэлу Ту-160, которые способны нести 12 крылатых ракет большой дальности, ядерного оружия не было.
Таким образом, Россия вполне может начать закрепляться в Карибском бассейне. Отношения США и Венесуэлы значительно ухудшились в прошлом году, когда Чавес объявил персоной нон грата американского посла, а затем приказал американской компании Coca-Cola в течение двух недель покинуть Каракас. На этом фоне готовность предоставить России целый остров однозначно говорит о политическом выборе президента Венесуэлы.
В командовании дальней авиации не исключают, что и территория Кубы может быть использована для базирования стратегических бомбардировщиков ВВС России при выполнении задач воздушного патрулирования. «На Кубе есть четыре-пять аэродромов с длиной взлетно-посадочной полосы 4 тыс. метров, которые нас вполне устраивают», -- сообщил тот же генерал-майор Анатолий Жихарев. Дело лишь за решением глав двух государств, говорят российские военные.
Впрочем, сам Уго Чавес, чья страна по-прежнему в значительной степени зависит от экономического сотрудничества с США, опроверг информацию о том, что его страна готова предоставить России аэродром на острове Арчила в постоянное пользование, сообщает AP. "Все не совсем так, -- уточнил президент Венесуэлы. -- Я сказал президенту Дмитрию Медведеву, что в любой момент, когда российской авиации понадобится сделать остановку в Венесуэле, Венесуэла для этого доступна".
В дальней авиации ВВС России 16 стратегических ракетоносцев Ту-160 (по западной классификации -- "Блэк Джек"). Этот сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла -- самый крупный в истории авиации сверхзвуковой самолет. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей. Серийное производство ведется с 1984 года.
5 июля 2006 года на вооружение ВВС России был принят модернизированный Ту-160, который стал 15-м самолетом этого типа. 28 апреля 2008 года ВВС передан 16-й -- "Белый лебедь". Длина самолета 54,1 метра, высота 13,1 метра, экипаж четыре человека, практическая дальность полета 14 тыс. км.
17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в отдаленных регионах планеты на постоянной основе, которые были приостановлены в одностороннем порядке в 1992 году.
Николай ПОРОСКОВ