Правительство РФ выделило из казны 120 млн долл. на программу поддержки судебной реформы, еще 50 млн на эти же цели предоставил в качестве кредита Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Получателями этих средств значатся Конституционный суд, Высший арбитражный суд и судебный департамент при Верховном суде. Цель проекта -- «повышение открытости и эффективности работы судебной системы», и заложено в него довольно много -- от опросов общественного мнения, проведения различных синтезов и анализов повышения открытости и прозрачности судебной системы до внедрения в нее самых современных информационных технологий, публикаций «100% всех судебных решений онлайн».
Однако, как стало известно «Времени новостей», представители российской Фемиды поначалу восприняли свалившиеся им на голову деньги довольно скептически, так как за их плечами уже есть печальный опыт подобных кредитов. Несколько лет назад по аналогичной программе некоторые иностранные компании, выигравшие тендеры, решили просто поживиться за счет кредитных средств -- провели пару семинаров, выплачивая своим лекторам по 7 тыс. долл. в день, разъезжали по стране в дорогих купе, жили в 6-звездочных гостиницах, а в качестве своих отчетов о проделанной работе предоставили в МБРР материалы, которые на самом деле были подготовлены сотрудниками судебного департамента, и не за счет каких-то кредитов, а за свои зарплаты. Тогда было принято решение отказаться от такой «помощи», которая не принесла никаких реальных результатов, кроме расходов на «дорогих гостей», а деньги, данные в кредит, возвращать тем не менее пришлось.
Судебная система и судебная реформа финансируются за счет федеральных целевых программ, последняя рассчитана на 2007--2011 годы. В нее входят вопросы материального обеспечения судов, ремонт и строительство зданий, повышение зарплат судьям и сотрудникам аппаратов судов, создание института мировых судей, а также Государственная автоматизированная система «Правосудие», которая призвана охватить единой информационной сетью абсолютно все суды общей юрисдикции, создать сайты для каждого из них, где публиковалась бы информация о суде, его деятельности, а также принимаемые им решения по делам, использовать видеоконференцсвязь для проведения судебных процессов и многое другое.
Открытость и прозрачность судебной системы также были одной из целей ФЦП, что породило, в частности, принятие федерального
закона «О доступе граждан к информации о деятельности судебной системы». Уже сейчас почти все суды субъектов федерации имеют свои сайты и многие своих пресс-секретарей.
Соглашение о займе в 50 млн долл. между Российской Федерацией и МБРР было подписано еще в июле 2007 года. А в прошлом году среди различных компаний были объявлены конкурсы, кто лучше поможет развиваться судебной реформе. Среди разыгрываемых лотов значится оказание услуг по организации и проведению обучения по повышению квалификации сотрудников арбитражных судов и оказание услуг по переводу в электронную форму старых решений и документов ВС. (Сюда включено сканирование архива ВС РСФСР и ВС РФ, решения и дела, соответственно 1 200 000 и 270 000 листов формата А4; деловая картотека ВС СССР 300 000 карточек формата А5; алфавитная картотека по надзорным производствам Военной коллегии ВС СССР 900 000 карточек формата А6; алфавитная картотека первой инстанции Военной коллегии Верховного суда СССР 45 000 карточек формата А5; индексирование отсканированных документов, внесение результатов в базу данных.)
Кроме того, конкурсанты должны предложить свои идеи по проведению социсследований, характеризующих отношение граждан к судебной системе; по проведению научного анализа и осуществлению систематизации судебных решений КС и принятых им правовых позиций, цитат и комментариев; по поставке и установке интегрированной системы управления документооборотом и автоматизированной системы размещения информации в интернет-портале (система управления документооборотом, серверы, система хранения, ленточная библиотека, директор SAN, система иерархического хранения данных, мобильные рабочие станции, ИБП, терминалы, оборудование для печати, программное обеспечение).
Многие предложения, сделанные компаниями представителям Фемиды, последних, мягко говоря, удивили. Так, для них было совершенно непонятно, зачем тратить деньги на установление контактов с прессой, если таковые давно существуют и работают. Или зачем привлекать сторонние фирмы для создания единой электронной сети для судов, если НИИ «Восход» уже создал ГАС «Правосудие». Как рассказали «Времени новостей» источники в судебных органах, слишком сильным было опасение, что за всем этим благоденствием кроются «медвежьи услуги» как минимум и «освоение бюджета» различными компаниями как максимум.
Но кредит получен, отказаться от него нельзя. Кроме того, в условиях кризиса, при возможной необходимости секвестрировать бюджет, в числе первых будут урезать именно федеральные целевые программы. Поэтому представители Фемиды решили сами конкретизировать, зачем им нужны эти деньги, раз уж их им дали. Так, судебный департамент (СД) при ВС выдвинул целый ряд предложений, как с помощью кредита можно было бы улучшить работу судов общей юрисдикции. При этом в СД подчеркивают, что все это можно сделать и за счет ФЦП, но только значительно медленнее.
В СД «Времени новостей» назвали несколько направлений, которые остро нуждаются в дополнительных финансовых вливаниях. Например, это использование видеоконференцсвязи в гражданском процессе -- для допросов свидетелей и сторон, находящихся в разных городах (сейчас закон допускает такие «телемосты» только при обжаловании приговоров по уголовным делам). Кроме того, это введение в делопроизводстве судов специальных штрихкодов, которые позволяли бы, как в супермаркетах, считывать дела и переносить их в общую базу данных. С помощью дополнительного финансирования можно было бы также информатизировать мировые суды, пока не подключенные к общей системе ГАС «Правосудие», вести видеопротоколы судебных заседаний, что свело бы практически на нет все споры о том, что в реальности на них происходило, и к тому же дисциплинировало бы всех участников процесса.
Программа защита свидетелей, по мнению представителей Фемиды, также нуждается в улучшении -- создании специальной программы по изменению голоса, которая могла бы сделать из мужского голоса женский и даже придать ему акцент. Суды общей юрисдикции, кроме того, не отказались бы от помощи в создании электронных архивов их дел. Некоторые из них до сих пор нуждаются в постройке конвойных помещений, так как из-за их отсутствия арестованные подсудимые вынуждены дожидаться процесса, сидя в автозаке, а это, говорят в СД, совершенно недопустимо.
Переговорный процесс о том, как лучше использовать кредит, в самом разгаре и, по словам наших источников, проходил хоть и сложно, но результативно. Уже сейчас удалось убедить устроителей конкурса в том, что судам лучше знать, на что именно им нужны деньги, и что гораздо выгоднее в интересах наиболее эффективных результатов судебной реформы отдавать приоритеты тем, кто уже давно работает в этой сфере.