|
|
N°42, 16 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судный день потребителя
Защитники прав граждан выясняют отношения с московской мэрией и между собой
Указ мэра Москвы Юрия Лужкова, согласно которому до конца года государственным органам запрещается (а общественным организациям не рекомендуется) проводить проверки предприятий малого и среднего бизнеса, может быть оспорен в судебном порядке. В канун Всемирного дня потребителя, который отмечается ежегодно 15 марта, организация «Общественный контроль» -- одна из структур, претендующих на представительство интересов российских потребителей, -- распространила сообщение о том, что в Мосгорсуд подан иск, ответчиком по которому выступает столичное правительство. По словам истцов, в указе, подписанном г-ном Лужковым 10 февраля, содержится явное нарушение гарантированного законом права потребителей на защиту со стороны органов государственной власти. «Учитывая то, что никаких других эффективных форм контроля за предпринимательской деятельностью в России не существует, можно сказать, что теперь конечный потребитель остается беззащитен», -- заявил в минувшую пятницу представитель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) Дмитрий Лесняк.
По мнению главы ОЗПП Михаила Аншакова, «Юрий Михайлович слишком буквально понял призыв президента Дмитрия Медведева «перестать кошмарить бизнес» и перестарался в стремлении его исполнить». «Никто не кошмарит бизнес, -- уверен г-н Аншаков, -- но зато теперь бизнес получает возможность бесконтрольно кошмарить потребителя».
В ОЗПП считают, что решение столичных властей о запрете проверок малого и среднего бизнеса на деле не защищает предпринимателей, но создает конкурентные преимущества для недобросовестных бизнесменов, «извлекающих прибыль из нарушения прав потребителей». А таких нарушений, по словам представителей «Общественного контроля», в Москве фиксируется более 1 млн ежедневно: «обсчеты, обман потребителей, предоставление недостоверной информации о товаре, реализация продуктов с истекшим сроком годности и продуктов сомнительного качества». «Приоритетной задачей государства должна быть защита прав граждан, в том числе потребительских прав, но сейчас мы видим, что складывается тенденция защитить прежде всего интересы бизнеса в ущерб интересам граждан», -- заявил журналистам руководитель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков.
Заметим, что сейчас ОЗПП судится не только с московскими властями, но и с коллегами -- защитниками прав потребителей. В субботу состоялось очередное заседание арбитражного суда Москвы по иску, поданному ОЗПП против Союза потребителей РФ (СПРФ). Повод для тяжбы достаточно старый: около двух лет назад один из участников форума на интернет-сайте СПРФ написал о том, что «Общественный контроль» якобы был «получателем западных грантов», что, по мнению ОЗПП, явилось оскорблением деловой репутации организации. 5 марта в качестве соответчика по делу был привлечен сопредседатель СПРФ Евгений Мясин.
Накануне судебного заседания, в минувшую пятницу, г-н Мясин, выступая перед журналистами, поделился своими соображениями о положении потребителей в период кризиса. «На первом месте по числу нарушений по-прежнему продукты питания», -- привел Мясин данные проведенного СПРФ опроса, из которого следует, что в течение года 83% россиян сталкивались с нарушением своих потребительских прав, причем в среднем на одного человека приходилось до трех таких нарушений. «Показатели очень высокой обеспокоенности россиян ростом цен на мясо (71%), на молочные продукты (около 50%), на хлеб (43%) говорят о том, что Россия -- страна бедная», -- заметил другой участник пресс-конференции, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Более половины населения почувствовали рост цен на базовые продукты питания, который, по данным официальной статистики, составил в годовом исчислении 25%, подчеркнул г-н Янин. «Если этот рост сохранится, -- добавил он, -- то вопрос, связанный с ростом цен на продукты питания, станет вопросом номер один». «Второе место по количеству жалоб населения занимает торговля непродовольственными товарами -- количество зафиксированных нарушений в этой сфере за год выросло на 8%. Жилищно-коммунальные услуги занимают третье место», -- вновь обратившись к данным ежегодного опроса, заметил сопредседатель СПРФ Евгений Мясин.
По оценке Дмитрия Янина, первый год кризиса, 2008-й, «был шоковым для населения». «Самыми большими ударами для граждан были два обстоятельства: падение рубля и беспрецедентно высокий рост цен на продукты питания», -- подчеркнул председатель правления КонфОП. Фактически эти два события еще сейчас оказывают достаточно серьезное влияние на потребительский рынок. «Мы наблюдаем тенденцию, связанную с сокращением расходов населения на товары, работы, услуги, и прогнозируем, что 2009 год будет довольно трудным для целого сектора отраслей: туристического рынка, авиасообщения, рынка продажи автомобилей», -- заявил г-н Янин.
Особое беспокойство руководства КонфОП вызывает то обстоятельство, что законодательство, призванное защитить права потребителей, мягко говоря, далеко от совершенства и изобилует пробелами. «К сожалению, Госдума и Совет Федерации за последние десять лет не уделили должного внимания кредитованию населения», -- упрекнул законодателей г-н Янин. «Так, не принят закон, регулирующий потребительское кредитование, нет закона, который регламентировал бы деятельность коллекторских агентств (фирм, специализирующихся на сборе долгов. -- Ред.). Отсутствует правовая защита держателей пластиковых карт -- как дебетовых, так и кредитных -- от мошенничества, -- перечислил глава правления КонфОП. -- Все это позволяет сделать вывод о том, что защита прав потребителей на рынке финансовых услуг не соответствует европейским стандартам».
Как ни парадоксально, кризис может сослужить и хорошую службу -- он подтолкнет Госдуму к принятию законов, «которые действительно защищали бы права потребителей», заметил Янин. В первую очередь это законы, которые касаются защиты прав заемщиков: «Люди, которые набрали кредитов и сейчас оказались без работы, находятся в наиболее тяжелой ситуации». «Мы надеемся, что Дума примет законодательство, регламентирующее деятельность коллекторов, -- высказал пожелание руководитель КонфОП. -- В США, например, коллекторскому агентству запрещается сообщать на работу о том, что их сотрудник -- должник, запрещается оказывать давление на членов семьи, не говоря уже о силовых методах воздействия». Вернувшись к теме заемщиков и их прав, г-н Янин заметил, что состояние защиты граждан в сфере финансовых услуг у нас адекватно тому уровню защищенности, который был в Соединенных Штатах лет 70 назад. «Поэтому мы призываем людей ни в коем случае не брать новых кредитов, текущие кредиты закрывать и пытаться экономить», -- предупредил страдающих от последствий кризиса россиян председатель правления КонфОП.
Михаил МОШКИН