|
|
N°42, 16 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Летальный исход отложен
Калининградская область оказалась на грани потери полноценного авиасообщения с остальной Россией
Калининградская авиакомпания «КД Авиа» в последние месяцы находится в весьма стесненных финансовых условиях. Критический момент настал 11 марта, когда руководство перевозчика заявило, что вечером предприятие из-за отсутствия денег и господдержки прекратит работу. К урегулированию проблемы (долг компании превышает 10 млрд руб.) пришлось экстренно подключаться как федеральным ведомствам, так и местным властям.
Для самого западного региона РФ авиасообщение -- наиболее удобный вид транспорта, позволяющий гораздо быстрее и удобнее добраться до «большой» России, чем на авто, поезде или пароме. В любом другом случае путешествие на «материк» займет более суток и будет сопровождаться постоянными побудками при пересечении госграницы, предъявлением заграничного паспорта, общением с пограничниками и таможенниками, которые приветливо светят в лицо пассажирам фонариками и вежливо осведомляются о наличии в багаже наркотиков, оружия, валюты. До «материка» доезжают не все -- некоторых, бывает, ссаживают где-нибудь в литовском чистом поле из-за того, что с УПД-ЖД (упрощенный проездной документ на железной дороге для «разовых поездок» в Калининградскую область и обратно транзитным поездом) у них не все в порядке. Потом эти люди томятся, ожидая, когда же их, нарушителей визового режима, отпустят с миром. А могут ведь и в черный список занести.
Не исключено, что такой способ связи с родиной для жителей Калининградской области, не имеющей сухопутных границ с основной территорией страны, может оказаться наиболее часто используемым. Ведь местная авиакомпания «КД Авиа» оказалась на пороге прекращения деятельности из-за сложной финансовой ситуации.
Залихорадило авиакомпанию около полугода назад -- по крайней мере тогда непростое положение перевозчика стало достоянием гласности. «КД Авиа» осуществляла масштабную деятельность в калининградском аэропорту Храброво, построив на его основе фактически новый аэровокзальный комплекс. И аэропорт соседствующей со странами ЕС российской области перестал быть похожим на сарай. В 2008 году заработал так называемый хаб -- Калининград принимает рейсы из десятков крупных городов РФ, отправляя их потом в европейские столицы. В прошлом году «КД Авиа» перевезла почти 1,4 млн пассажиров, тогда как в 2007-м этот показатель едва дотягивал до 700 тыс. Руководство предприятия не ограничивалось только развитием инфраструктуры, оно организовывало даже рок-фестивали. В частности, в Калининграде благодаря ему побывали Def Leppard, Electric light orchestra, Эллис Купер, Джо Кокер и Scorpions.
Неизвестно, что больше подкосило финансовое благополучие «КД Авиа», однако 11 марта руководство компании заявило, что к вечеру самолеты летать перестанут -- денег на операционную деятельность больше нет. Аналогичное заявление топ-менеджмент предприятия делал и осенью 2008 года (компания допустила дефолт по обязательствам), но тогда ситуацию «утрясти» удалось -- фактически авиакомпания перешла под контроль банка «Санкт-Петербург». В конце ноября 2008 года по настоянию губернатора Георгия Бооса было принято решение о разделении деятельности компании на два самостоятельных бизнеса -- авиаперевозки и работа аэровокзального комплекса. В итоге ОАО «Международный аэропорт «Калининград» попало в утвержденный правительством РФ список 295 системообразующих предприятий, имеющих право претендовать на государственную помощь. Однако облегчения это не принесло: март 2009 года вновь стал для калининградского авиаперевозчика критическим.
Сначала власти пытались если не спасти компанию, то хотя бы сделать так, чтобы «отряд не заметил потери бойца». Например, Калининградская железная дорога заявила о своей готовности отправлять в Москву и Санкт-Петербург удлиненные составы с допвагонами для тех, кто не смог добраться до обеих столиц по воздуху. А «Росавиация», комментируя готовность «КД Авиа» остановить работу, сообщила, что компанию способны заменить «Аэрофлот -- Российские авиалинии», «Аэрофлот-Дон», «Аэрофлот-Норд», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр».
Прекращать полеты 11 марта калининградские авиаторы не стали, отложив принятие решения на 12 марта. В региональном правительстве пообещали предоставить «КД Авиа» гарантии на получение кредита в 1,5 млрд руб. на 2009--2011 годы (как пояснила «Времени новостей» министр финансов области Ольга Малыгина, уже в этом году можно ожидать 500 млн руб., но лишь после того, как предприятие представит документы о залоговом обеспечении кредита).
В областной Думе призвали решать вопрос на самом высоком федеральном уровне. «Для Калининградской области, у которой нет границ с Россией, прекращение авиаперевозок станет серьезным ударом по экономике региона. Это вопрос стабильного развития региона, это политический вопрос. И решать проблему надо на самом высоком уровне», -- сказал «Времени новостей» первый вице-спикер областной Думы Константин Поляков. Начальник областного отдела туризма Марина Друтман опасается, что если «КД Авиа» прекратит свое существование, то на развитии региональной туротрасли будет поставлен крест: «Из-за кризиса у нас спад по иностранным отдыхающим, мы хотели компенсировать его с помощью россиян, рекламируя регион в тех крупных городах, куда летают самолеты «КД Авиа». Но если самолеты летать перестанут, то какой смысл рекламировать? Кто к нам полетит? На чем?»
Если «КД Авиа» все же «сложит крылья», то наверняка найдется немало желающих занять ее нишу. В свое время к Калининграду проявлял повышенный интерес «Аэрофлот». В начале 2000-х годов генеральный директор компании Валерий Окулов в сопровождении полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу Ильи Клебанова, тогдашнего и.о. замминистра транспорта Александра Нерадько и банкира Александра Лебедева даже макеты будущего аэропорта привозил. Все планы по развитию, озвученные «КД Авиа», были подвергнуты сомнению как слишком уж амбициозные, а идеи «Аэрофлота» преподносились как вполне реальные.
Но теперь новый аэропорт построен почти до конца, и именно это наиболее ценная часть авиабизнеса (все «Боинги» авиакомпании находятся в лизинге, а не принадлежат ей). Как заявил губернатор Георгий Боос, для помощи перевозчику намечено реструктуризировать как саму «КД Авиа», так и ее долг -- требования кредиторов будут обращены именно на аэропортовый комплекс. Будущее авиакомпании обсуждалось в Минтрансе РФ и региональном правительстве. Ожидая итогов этих переговоров, в «КД Авиа» не стали приостанавливать деятельность.
Днем 13 марта пресс-служба «КД Авиа» сообщила, что благодаря принятым на государственном уровне мерам (кредиторы отсрочили свои требования, а ВТБ, по словам главы Минтранса РФ Игоря Левитина, намерен предоставить новый кредит) работа компании входит в нормальное русло. Было даже заявлено, что в 2009 году перевозчик планирует своими силами сохранить пассажиропоток практически на прежнем уровне. Так что калининградцам, видимо, пока рано переориентироваться на железнодорожный транспорт.
Вадим СМИРНОВ, Калининград