Время новостей
     N°41, 13 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2009
Эмоции на миллиард рублей
НЛМК намерен обанкротить ГАЗ из-за долгов
Председатель совета директоров и основной собственник Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин вчера сделал сенсационное заявление: компания намерена добиваться банкротства группы ГАЗ и готовит иск в суд о взыскании задолженности с автогиганта в размере 1 млрд руб. «Задолженность не ликвидирована. Поставок нет. Придется банкротить ГАЗ», -- сказал вчера журналистам г-н Лисин. Общая просроченная дебиторская задолженность НЛМК равна 1,5 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. приходится на группу ГАЗ.

Впрочем, аналитики рынка уверены, что никакого банкротства не будет. Обанкротить ГАЗ -- значит дать пощечину государству, которое совсем недавно обещало активную поддержку автогиганту.

Уже вчера г-н Лисин получил ответ от руководства группы. Заместитель председателя правления группы ГАЗ Елена Матвеева назвала заявление главы НЛМК «чрезмерно эмоциональным и неконструктивным» и пояснила, что в настоящее время компания ведет переговоры с кредиторами, представляет антикризисную программу, которая позволит сохранить рентабельность производственных площадок и расплатиться по долгам в соответствии с планом реструктуризации. «В целом наши партнеры верят в эффективность предложенных мер», -- сказала она. Кстати, ранее иск в суд против ГАЗа подал Магнитогорский меткомбинат (ММК), однако открыто о готовности банкротить предприятие никто из металлургов говорить пока не решался.

Тень банкротства замаячила перед автопроизводителем в начале февраля этого года на заседании комиссии по повышению устойчивости развития экономики РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Источник, знакомый с содержанием совещания, рассказывал тогда «Времени новостей», что г-н Шувалов то ли в шутку, то ли всерьез спросил у собравшихся, не проще ли будет обанкротить предприятие. На что получил твердый ответ от некоторых участников совещания, в том числе от вице-премьера Алексея Кудрина и представителей Минэкономразвития: ни в коем случае, ведь у ГАЗа есть эффективный менеджмент и высокий потенциал развития... Нужно лишь дать ему возможность пережить трудные времена.

Как сообщал газете представитель ГАЗа, целью автозавода является не получение кредитов, а получение госгарантий для банков-кредиторов для смягчения политики банков в отношении реструктуризации имеющейся задолженности группы. По его словам, ГАЗ предоставил тогда правительственной комиссии программу, основными направлениями в которой являются снижение себестоимости производства; повышение конкурентоспособности, сокращение энергозатрат на 10%, оптимизация оборотного капитала -- снижение объемов незавершенного производства, запасов готовой продукции и сырья. «Нам просто нужно время для ее реализации», -- подчеркивал тогда представитель завода. По данным собеседника «Времени новостей», на совещании было принято принципиальное решение помочь автозаводу пережить трудные времена, однако до сих пор меры не приняты.

В прошлом году из-за разразившегося финансового кризиса многие компании автомобильной отрасли оказались в плачевном состоянии. Отсутствие спроса на продукцию и невозможность погашать кредиты сыграло злую шутку и с ГАЗом: Магнитка стала первой из сталепроизводителей, кто в середине ноября приостановил поставки проката автозаводу. За ней последовал и НЛМК. Тогда сообщалось, что в числе неплательщиков также «АвтоВАЗ» и КамАЗ, однако у ГАЗа самая большая задолженность.

По некоторым данным, кредиторская задолженность группы перед поставщиками, в том числе металлургами, сегодня составляет более 17 млрд руб. Госбанкам (ВТБ, ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк) компания задолжала 15,46 млрд руб. Объем просроченной кредиторской задолженности -- 7,4 млрд руб., иски от кредиторов составляют 4,3 млрд руб. Ранее г-жа Матвеева говорила, что долг компании «накопился с начала лета, когда металлурги необоснованно подняли цены на металл на 50%».Она отмечала, что ГАЗ будет погашать имеющуюся задолженность «ритмичными партиями». Впрочем, отгрузка металлопродукции в адрес завода прекращена уже со стороны НЛМК и ММК. В «Северстали» же вчера отказались комментировать свои взаимоотношения с заводом.

Тем не менее аналитики рынка сегодня не склонны считать, что банкротство все же состоится. «Банкротство ГАЗа -- это будет пощечина государству, которое ранее выразило готовность спасти одно из крупнейших предприятий российского автопрома», -- говорит аналитик UBS Илья Макаров. Впрочем, он подчеркивает, что пока со стороны властей никаких мер не принято и металлурги делают правильно, подавая иски в суд. «Если все же и будет принято решение о банкротстве, то выплаты по долгам ГАЗа получат в первую очередь те, кто обращался в суд», -- отметил он.

Группа ГАЗ создана в 2005 году на базе объединения Горьковского автозавода и других автомобилестроительных активов. В состав группы входят автозавод ГАЗ, 18 автомобилестроительных предприятий в России, британская LDV, сбытовые и сервисные структуры. По предварительным итогам, чистый убыток группы ГАЗ в 2008 году составил 5,2 млрд руб., тогда как 2007 год она закончила с прибылью в 7,2 млрд руб. Группа прогнозирует, что в последующие три года она также будет генерировать убытки. Так, в 2009 году, по прогнозам, чистый убыток компании вырастет втрое -- до 15,7 млрд рублей.

Из-за резкого падения спроса продажи ГАЗа за январь 2009 года сократились на 68% в денежном выражении и на 70--95% -- в натуральном. В отсутствие заказов группа была вынуждена снизить загрузку мощностей до 30%, перейти на трехдневную рабочую смену, часть персонала перевести на ставку оплаты труда в две трети оклада, часть отправить в административный отпуск, а еще сократить в два раза персонал управляющих компаний. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе-феврале 2009 года в целом в России было продано на 36% меньше машин, чем в аналогичном периоде прошлого года, а у группы ГАЗ падение продаж составило 66%.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром