Время новостей
     N°41, 13 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.03.2009
Дорого и сердито
В российской промышленности возобновился рост цен на фоне спада производства
Отечественные промышленные производители опомнились и, взяв пример с торговли, вернулись к повышению цен. Впервые за пять последних месяцев промышленные цены в феврале показали рост, увеличившись по сравнению с январем сразу на 2,9%. Эксперты разошлись во мнениях относительно причин такого роста: является ли это реакцией на временное улучшение мировой сырьевой конъюнктуры или первыми признаками стагфляции в России.

Как сообщает «Росстат», «в феврале 2009 года индекс цен производителей промышленных товаров, по предварительным данным, составил 102,9% (за период с начала года -- 101,1%)». Статведомство также уточнило собственную оценку снижения цен производителей в январе. Оказалось, что реальные данные выше прогнозных -- вместо ожидаемого падения цен на 2,7% за первый месяц года дефляция цен производителей составила 1,8%.

Напомним, что впервые падение промышленных цен в прошлом году было зафиксировано в сентябре -- сразу минус 5% к предыдущему месяцу. Тогда его связали в первую очередь с падением цен на сырьевые ресурсы. По итогам года цены в промышленности упали на 7%, при том что годом ранее индекс показал рост на 25,1%. Самым обвальным в 2008 году оказался четвертый квартал -- падение цен составило 20,9% по сравнению с третьим кварталом, а месячный пик был зафиксирован в ноябре -- минус 8,5%.

Тем не менее достаточно длительный период отрицательных темпов роста цен на промышленные товары никак не отразился на ценах на прилавках магазинов. В этом главное отличие сценария кризиса в России от большинства других стран, прежде всего западных: в них потребительские цены в конце прошлого года упали, а теперь показывают в разы меньший рост, чем у нас.

Самое заметное увеличение промышленных цен по итогам февраля 2009 года к январю «Росстат» отметил в сфере переработки природного газа -- плюс 26,1%, в добыче нефтяного (попутного) газа -- на 18,6%, в производстве кокса и нефтепродуктов -- 15,9%. В добыче минерального сырья для химических производств и производства удобрений цены выросли на 13,9%, в добыче и обогащении руд цветных металлов -- на 12,9%. А в добыче каменного угля, бурого угля и торфа отмечено снижение цен на 15,5%.

Как отмечает статистическое управление, рост цен в обрабатывающих производствах на 2,8% вызван в основном их ростом в производстве кокса и нефтепродуктов. Повышение цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составило 4,2%.

Эксперты еще ранее предсказывали окончание "промышленной" дефляции в феврале-марте текущего года. При этом руководители российских предприятий, участвовавшие в традиционном опросе Института экономики переходного периода в феврале, рассчитывали перейти к политике повышения цен в условиях стабилизации спада в промышленности и восстановления спроса на продукцию. Но эксперты сомневаются, что в данном случае рост цен несет в себе только позитивные моменты.

Аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин объяснил в интервью информационному агентству РИА Новости февральский рост цен улучшением мировой конъюнктуры - в частности, в январе-феврале были более высокие по сравнению с декабрем цены на нефть, цветные металлы и минеральные удобрения. «Это небольшая коррекция после длительного снижения цен, она может в любой момент смениться новым спадом», -- полагает эксперт. По словам г-на Надоршина, небольшой рост цен производителей не должен привести к дополнительному повышению розничных цен.

Владимир Тихомиров, старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб», напротив, считает рост цен промышленных производителей не очень хорошим показателем для всей экономики в целом: «Это означает, что помимо спада в экономике мы получим очень сильное инфляционное давление. Последние месяцы промышленные цены сдерживали потребительскую инфляцию, теперь они будут только способствовать сохранению розничных цен на еще более высоком уровне».

Эксперт не находит признаков оживления в экономике и роста спроса на продукцию, который обосновывал бы рост цен в российской промышленности. «Производители компенсируют падение спроса и производства ростом цен, тем самым еще глубже загоняя экономику в ловушку стагфляции, -- говорит г-н Тихомиров. -- В результате мы получим наихудший из возможных вариантов развития кризиса: спад плюс инфляция».

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис