|
|
N°74, 25 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шарлотта идет на войну
Новый фильм с Кейт Бланшетт в московском прокате
Во время второй мировой войны шотландскую девицу Шарлотту Грей угораздило влюбиться в летчика Питера. Довольно скоро Питеру дан приказ отправляться во Францию, где его незамедлительно сбивают. Шарлотта, ни секунды не раздумывая, записывается в разведчицы и отправляется на поиски милого, попутно прихватив с собой упаковку столь необходимых бойцам Сопротивления радиоламп. Уже на месте ей сообщают, что Питер скорее всего погиб, а стало быть, все свободное время можно отдать борьбе с фашистами, укрывательствам еврейских детей и прочим в высшей степени полезным и достойным занятиям. К тому же в ее поле зрения появляется новый объект -- красавец-подпольщик по имени Жюльен.
В кино английских летчиков сбивали над Францией и раньше -- достаточно вспомнить хотя бы «Большую прогулку». К сожалению, сходство классической комедии Жерара Ури и фильма Джиллиан Армстронг «Шарлотта Грей» ограничивается лишь тем, что и возлюбленного Шарлотты, и подопечного Луи де Фюнеса с Бурвилем звали Питер. Во всем остальном история отважной шотландки проигрывает «Большой прогулке» начисто. Картина Армстронг -- пример дистиллированно-чистой скуки, от которой невозможно избавиться на протяжении всех двух часов и одной минуты, пока идет фильм. Сыгравшая заглавную героиню Кейт Бланшетт -- одна из самых талантливых, обаятельных и универсальных артисток современности. Только за последний киносезон мы могли видеть ее и в образе королевы эльфов во «Властелине колец», и в качестве очаровательной домохозяйки, которая не может сделать выбор между Брюсом Уиллисом и Билли Бобом Торнтоном в «Бандитах», и исполняющей обязанности Франки Потенте в метафизической мелодраме Тома Тыквера «Рай» (это не считая маленькой трагически-стервозной роли в «Корабельных новостях»). Во всех этих фильмах Бланшетт с равным блеском заставляла хохотать, замирать от восторга от неземной красоты или стискивать зубы в сентиментальных порывах. Теперь оказывается, что точно так же она может провоцировать откровенную зевоту. Пусть даже и с явно благими намерениями. В фильме вязнешь, как в вате, в которой осколками елочных игрушек поблескивают на самом деле удачные моменты -- вроде блистательной, проведенной как бы между делом вербовки Шарлотты или просто очень красивого эпизода, где новоявленная разведчица тренируется в стрельбе из пистолета -- правую ногу вперед, левая рука за спиной. Все остальное -- высококачественная и совершенно невыносимая тоска. И на ум снова приходит классика французской комедии. Как было бы здорово, если бы Бланшетт с ее явным эксцентрическим талантом повела себя как героиня Брижит Бардо в «Бабетте» Кристиана-Жака. И побеждала бы фрицев шармом, сексуальностью и непредсказуемой женской логикой. Все-таки в обращении к военной теме залихватское шутейное вранье куда предпочтительнее, чем скуловоротный пафос.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ