|
|
N°41, 13 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Катись колбаской до самой "Спасской"
Схема движения петербургского метрополитена изменилась по советским планам
На одном из каменных медальонов в вестибюле только что открывшейся в Петербурге новой станции метро "Спасская" французскую фамилию Montferrand в русской транскрипции авторы оформления выбили с одним "р". И готовы отстаивать свою точку зрения. Филологический спор разгорелся не на шутку. Но он мешает пассажирам ездить по новой линии.
В связи с открытием "Спасской" изменилась схема движения поездов петербургского метрополитена. Теперь с "Комендантского проспекта" через "Садовую" горожане и гости города без пересадки ездят до "Звенигородской" и "Волковской", которые начали работать в декабре прошлого года. Этот радиус стал 5-й линией метрополитена. А вновь открытая станция "Спасская" теперь часть 4-й линии. И от нее поезда идут до станции "Улица Дыбенко".
В общем, с открытием в минувшую субботу, 7 марта, новой станции метро "Спасская" петербуржцы получили в районе Сенной площади самый крупный в городе пересадочный центр, в котором пересекаются 2-я ("Парнас" -- "Купчино"), 4-я ("Дыбенко" -- "Спасская") и 5-я ("Спортивная" -- "Волковская") линии. Как рассказал корреспонденту "Времени новостей" генеральный директор ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин, ту схему движения поездов, по которой петербуржцы начали ездить с 7 марта, планировалось реализовать еще в советское время: "Но в девяностые годы финансирование было ограничено, что помешало одновременно развивать направления на Фрунзенский район и на Невский район. А массовое строительство жилых домов шло тогда именно в последнем. Поэтому тогда было решено временно объединить разные линии, соединив ими удаленные концы города. А сейчас мы возвращаемся к первоначальному плану".
Кстати, планировалось, что "Спасская" откроется два с половиной месяца назад вместе со "Звенигородской" и "Волковской". Но все планы разрушили эскалаторы новой системы. Движущиеся лестницы долго не принимал к эксплуатации «Ростехнадзор». Как рассказал "Времени новостей" Виктор Христич, главный конструктор эскалаторов тоннельных Христича (кстати, впервые в России эскалаторы названы именем их создателя), инспекторы буквально издевались над машинами -- проверяли все этапы спуска и подъема, резко останавливали и запускали, обрывали цепи: "Их можно понять, они ответственны за безопасность пассажиров. Мы же убедились в качестве нашего изобретения".
В общем, два с половиной месяца новые движущиеся лестницы работали безостановочно, а специалисты следили за режимами движения. Суть новшества в том, что приводы, которые приводят в движение ступени эскалатора, находятся не по бокам, а под ступенями, что значительно увеличивает площадь полезного пространства. В результате в стандартном тоннеле диаметром 7,5 метра, поместились не три, как обычно, а четыре лестницы. На "Спасской" эскалаторами оборудованы два перехода: на "Садовую" (34 метра длиной) и на "Сенную" (23,2 метра длиной). И, как уверяют создатели, новые машины по сравнению со старыми, как "Мерседес" последней марки в сравнении с "Жигулями". Правда, шумят новые эскалаторы пока сильно. Но в метрополитене заверили, что в течение месяца над двигателями будут установлены специальные звукоизоляционные кожухи.
Если в течение полугода эксплуатации новые эскалаторы зарекомендуют себя с положительной стороны, ими будут оборудованы наклонные ходы всех новых и ремонтируемых станций. А г-н Христич поведал "Времени новостей", что инженерам уже известна дальнейшая логика развития эскалаторов. Они станут более узкими. Причем не только проемы между отдельными лестницами, но и сами лестницы.
"Сейчас ступени в метр шириной, -- говорит Виктор Христич. -- Первые эскалаторы в России появились в Москве в 1930-е годы. И тогда никто не знал, как они будут работать. Предполагалось, что в случае отказа люди смогут ходить по ним, как по лестницам. Теперь же мы отвечаем за четкость их работы. Поэтому уже есть проекты со ступенями шириной 65 сантиметров, что позволит в стандартном тоннеле диаметром 7,5 метра размещать по семь эскалаторов. Это также исключит возможность бегать по ним во время движения".
Но петербургский метрополитен так далеко не заглядывает. Как рассказал "Времени новостей" генеральный директор ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин, в феврале 2009 года пассажиропоток петербургского метрополитена сократился на 10%: "Каждый день метро недосчитывается около 150 тыс. человек. Нас очень беспокоит эта ситуация, поскольку снижаются доходы предприятия. Город тоже сократил финансирование строительства новых станций почти на миллиард. Но секвестрирование бюджета не скажется на запланированном строительстве Фрунзенского радиуса. В 2010 году должен состояться ввод в эксплуатацию станции "Обводный канал". А к 2010 году за "Волковской" появятся станции "Бухарестская" и "Международная".
...В день открытия новой станции "Спасская" ничто не предвещало беды. И в принципе ничего предосудительного и не произошло -- техника работала как часы. Но ведь дотошным петербуржцам всегда надо придраться к чему-нибудь новому. И придрались. Рассматривая мозаичные панно, которыми оформлена "Спасская". В самом центре подземного вестибюля находится выложенный камнем медальон, на котором перечислены фамилии архитекторов, строивших великий город. Никто не забыт, и ничто не забыто. Идея была чудесная. Пока зоркий глаз скучающего интеллигента не прочитал: "Монферан". Именно так, с одной "р".
Позор свалился на головы художников, оформлявших станцию, -- Ивана Уралова и Никиту Фомина. Но, как пояснил "Времени новостей" Никита Фомин, вопрос транскрипции этой фамилии очень спорный: "По каждой фамилии нас консультировал специалист, который сейчас готовит письменный ответ в официальные органы с ответом на возмущения граждан и прессы. Да, сейчас принято два "р". Но до революции часто писали с одним. Все источники будут представлены на суд общественности. И если последняя посчитает эту транскрипцию ошибкой, мы ее исправим. Дорезать лишнюю букву не проблема".
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург