|
|
N°40, 12 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молочный интерес
Новый регламент и старый продукт
Одной из заметных депутатских инициатив 2008 года стало принятие «Технического регламента на молоко и молочную продукцию», призванного ужесточить нормы производства молочных продуктов питания, а также их маркировки и упаковки. Закон вызвал общественный резонанс: власти задумались о качестве питания своих граждан и решили ввести в рамки производителей, весьма вольно использующих понятие «молоко» применительно к порошковым суррогатам и соевым смесям.
Однако производители не торопятся менять свои привычные и наработанные бизнес-схемы. Полгода было у компаний, чтобы подготовиться к исполнению норм закона. Либо отказаться от полюбившегося им дешевого порошкового молока, либо сменить надписи на упаковках. Либо разработать новую рецептуру детского питания, исключающую применение искусственных ароматизаторов и красителей, либо поставить крест на огромной целевой аудитории детей и их родителей. И что в итоге?
Еще в январе первый вице-премьер Виктор Зубков назвал «нелучшим» ход реализации технического регламента и потребовал от всех заинтересованных ведомств принять меры к безусловному исполнению норм закона. Спустя месяц на пресс-конференции в Москве заместитель руководителя «Россельхознадзора» Николай Власов, осуществляющий контроль за безопасностью пищевых продуктов, предостерег российских и иностранных производителей, которые по-прежнему не следуют нормам техрегламента: «К иностранным поставщикам пока не предъявляются санкции. Но уже к лету начнем усиленный контроль».
Потребители и сами чувствуют, что от перемены мест слагаемых суть качества молочной продукции не меняется. Как использовались искусственные красители и ароматизаторы в линии популярных и активно рекламируемых детских кисломолочных продуктов, так и используются. Даже чаще стали крутиться яркие рекламные ролики в телевизионный прайм-тайм. Получается, что производитель не только не приостановил выпуск продукции, нарушающей федеральное законодательство, а наращивает сбыт?
Объяснений этому нелогичному на первый взгляд поведению может быть несколько. Возможно, производители честно планируют внедрить все новые нормы, а пока избавляются от излишков искусственных ингредиентов, благо российские власти предоставили промышленникам еще полгода на приведение производства в соответствие с буквой закона. Не пропадать же закупленным ингредиентам -- пусть они и гораздо дешевле натуральных, но ведь деньги уплачены. Бизнес есть бизнес.
Но вероятен и другой сценарий, менее оптимистичный. Что если, например, европейский производитель особо и не думает о российском федеральном законе? Допустим, если речь о крупной транснациональной компании, обладающей мощными лоббистскими ресурсами -- могут ли повлиять на ее поведение одинокие возгласы «Россельхоза»? Заплатят штраф, несоизмеримый с миллиардной выручкой, придумают новую химическую формулу роста и продолжат штамповать «детское питание». Пока потребители и надзорные органы спохватятся, еще миллиард-другой осядет на счетах компании.
Пищевая промышленность по-прежнему остается вотчиной харизматичного, но не всесильного Геннадия Онищенко. Однако первый тревожный звонок для молочников уже прозвучал, когда ситуацией в молочной индустрии заинтересовался Владимир Путин, озвучив на заседании президиума правительства необходимость популяризации потребления молочных продуктов среди населения. А интерес такого уровня игнорировать еще ни у кого не получалось.
Наталья ЧЕРНЫШЕВСКАЯ