|
|
N°40, 12 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лекарство для народа
Боливия демонстрирует ритуальное жевание коки
Боливийский президент Эво Моралес вчера в Вене перед комиссией ООН по наркотическим средствам обязался бороться с наркотрафиком, но призвал легализовать выращивание листа коки в фармакологических и гастрономических целях. По словам президента, этот «промысел с тысячелетней историей неразрывно связан с боливийскими национальными традициями и ритуалами». Поэтому он «как лидер нации» просит ООН пересмотреть законы, предусматривающие большие тюремные сроки за выращивание коки: «Это бросает вызов идентичности и культуре боливийцев».
Для наглядности президент положил в рот привезенный с собой листик коки, пожевал немного и сказал: «Это не кокаин, это лист коки. Нельзя, чтобы он был в списке препаратов, которые запрещает Организация Объединенных Наций. В естественном виде он не вредит здоровью человека, он лекарство для народа». «Если бы это было не так, меня следовало отправить в тюрьму», -- заключил докладчик под аплодисменты части членов комиссии.
Директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман напомнил «Времени новостей», что в 1961 году Боливия в договорной форме обещала ООН в течение 25 лет полностью отказаться от производства коки. Но в декабре 2005 года Моралес, тогда лидер партии «Движение к социализму» и одновременно глава федерации «коколерос» (крестьян-производителей коки), победил на президентских выборах под лозунгом «Кокаину -- нет, коке -- да». «С тех пор его позиция остается неизменной», -- говорит эксперт.
Эво Моралес -- первый в Боливии президент-индеец. Он хочет доказать ООН, что «с научной, культурной, экономической, политической точек зрения прекратить выращивание листа коки невозможно», так как этот продукт «используется в традиционной медицине, кулинарии и религиозных церемониях». В новой конституции Боливии, вступившей в силу в феврале этого года, кока объявлена национальным достоянием. Вадим Теперман рассказал, что в восьмимиллионной Боливии коку культивируют «большинство из 5 млн индейцев аймара, кечуа, гуарани и чикитано, что приносит им доход в три раза больше, чем выращивание кофе-, какао- или сои-бобов».
Сам Моралес как бывший вожак «коколерос» знает об этом не понаслышке, тем более что родился он 49 лет назад в нищей семье аймара и с детства жевал листья коки для преодоления усталости и голода. Но от борьбы с наркотрафиком президент тоже не отказывается: в последние два года площади легальных посадок коки «под традиционное использование» сокращены с 12 тыс. до 5 тыс. гектаров, истреблено 18 тыс. гектаров нелегальных плантаций. Тем не менее, по словам нашего собеседника, «без строжайшего госконтроля отследить путь листа коки очень сложно, поэтому позиция Моралеса вызывает протесты США». По данным ООН, незаконные кустики высажены в Боливии на 27,5 тыс. га, что ставит эту страну на третье место в мире после Колумбии со 150 тыс. га и Перу с почти 100 тыс. га нелегальных плантаций.
В середине 1990-х в США из Боливии доставлялось до 250 тонн кокаина в год, но спустя десятилетие этот показатель составил уже 20--30 тонн благодаря совместным операциям боливийцев с агентами Федерального управления США по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В ноябре 2009 года американцев «за антиправительственную деятельность» выдворили.
После этого Моралес объявил, что рассчитывает на взаимодействие с Россией в этой области. В середине февраля он впервые посетил Москву и подписал в Кремле соглашения о сотрудничестве в борьбе с наркотрафиком и о военно-техническом сотрудничестве. Второй документ тоже должен способствовать борьбе с кокаином, поскольку предусматривает закупку российских военных вертолетов для отлова поставщиков этого зелья.
Александр САМОХОТКИН