|
|
N°39, 11 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подделка на орбите
NASA созналось в использовании сомнительных деталей
Исполняющий обязанности директора NASA Кристофер Сколезе произвел настоящую сенсацию на заседании подкомитета конгресса. Он заявил, что иногда при строительстве космических аппаратов используются поддельные детали и несертифицированные материалы.
Отвечая на вопрос одного из конгрессменов, почему проекты NASA так часто не укладываются в выделенные сметы, он назвал целый ряд причин, среди которых и плохое планирование, и ошибки конструкторов и руководства, и сложность самих проектов, многие из которых не имеют аналогов... Потом сделал паузу и, как будто вспомнив в последнюю минуту, добавил, что некоторые космические корабли вообще делаются с использованием поддельных деталей и материалов.
Сначала конгрессмены подумали, что ослышались, потому что слова «космос» и «подделка» плохо вяжутся друг с другом. Сколезе попросили уточнить. Он подтвердил, что речь действительно идет о поддельных деталях и материалах.
К сожалению, посетовал руководитель Национального управления по аэронавтике, об этом специалисты агентства узнают слишком поздно -- на стадии испытаний или во время запуска. Хуже всего, конечно, когда такие малоприятные факты выясняются во время полета.
После того как откровения г-на Сколезе стали известны журналистам, чиновника засыпали вопросами. Чаще всего журналисты спрашивали, не опасны ли такие детали для кораблей и астронавтов. В NASA утверждают, что не опасны. Просто, объяснили в агентстве, бывают случаи, когда компании поставляют не те детали или материалы, о которых говорится в контрактах.
Поддельные детали и материалы в космосе и в повседневной жизни людей, поспешили успокоить в NASA журналистов, -- разные вещи. В случае с подделками для NASA это вовсе не означает, что детали или сделанные из таких материалов узлы бракованные и не будут работать. В подавляющем большинстве случаев речь идет лишь о том, что у компании не было времени, денег или элементарного желания проводить все положенные нормами и правилами многочисленные испытания и проверки. По словам Кристофера Сколезе, такого рода инциденты происходят в последнее время все чаще.
«Такие случаи были и раньше, -- подтверждает Роджер Лауниус, известный историк космоса. -- Подобное безобразие происходило время от времени и с кораблями из серии «Аполло».
Несмотря на то что такого рода нарушения немногочисленны, они несут в себе повышенный риск катастрофы и требуют серьезного внимания, считает Лауниус. Он уверен, что на недобросовестных поставщиков следует подавать в суд, а не действовать по правилу: пронесло -- и ладно.
За современными примерами ходить далеко не нужно. Взять хотя бы выведенный несколько дней назад на орбиту космический телескоп «Кеплер», который, по замыслу ученых, поможет найти пригодные для жизни планеты в других звездных системах.
Оказывается, что одна из компаний осенью продала NASA и ВВС США титан с поддельным сертификатом качества. Именно из этого металла и сделано крепление камеры на «Кеплере». Конечно, поддельный сертификат еще не означает, что металл с браком и что камера не выработает положенный срок, но все же... Кстати, компания подделала сертификат, чтобы сэкономить на испытаниях, которые пришлось проводить NASA за счет, естественно, налогоплательщиков.
«Мы анализировали металл три недели, -- сказал Дж. Харрингтон, пресс-секретарь агентства, -- и пришли к выводу, что его характеристики в основном соответствуют нормативным».
С «Кеплером», хочется надеяться, все обойдется. Но дополнительные испытания дорого обошлись бюджету. Кстати, насколько дорого, в не привыкшем считать деньги НАСА не знают.
Захар РАДОВ