|
|
N°39, 11 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покушение на идеальный мирный процесс
Жители Северной Ирландии опасаются возвращения к прошлому
Итак, в Северной Ирландии опять стреляют. Впервые за последние 12 лет люди снова с наступлением темноты предпочитают не выходить из дома, снова ежатся от звука полицейских сирен и внимательно всматриваются в телерепортажи в новостных выпусках. "Возвращения к прошлому не будет", -- попытался успокоить вчера граждан британский премьер Гордон Браун. Но людей можно понять. За три дня в провинции произошли два теракта. Трое убитых, несколько раненых.
Первые жертвы появились вечером в субботу, 7 марта. У ворот военной базы Массарин в городе Антрим, что севернее Белфаста, была устроена засада. В момент, когда четверо солдат британской армии вышли к воротам получить заказанную ими по телефону пиццу, из припаркованной неподалеку машины раздались длинные автоматные очереди. Когда истекающие кровью солдаты были уже на земле, боевики вышли из машины и дали по лежащим еще несколько очередей. Двое молодых саперов погибли. Позже в теле одного из них врачи обнаружили 60 пулевых отверстий. Саперы -- 23-летний Марк Квинси из Бирмингема и 21-летний Чингиз Азимка из Лондона (на снимке) -- были убиты на месте. Двое их сослуживцев и двое доставщиков пиццы чудом остались в живых, но находятся в больнице в критическом состоянии.
Поздно вечером в понедельник снова стрельба. На этот раз в местечке Крэйгэйвон примерно в 40 км от Белфаста. Две полицейские машины прибыли в Крэйгэйвон по вызову пожилой женщины, которая сообщила о подозрительных передвижениях в округе. Когда офицеры выходили из машин, раздались выстрелы. Погиб 48-летний констебль Стивен Поль Кэролл. Ответственность за это нападение взяла на себя диссидентская республиканская группировка «Продолжение ИРА», отколовшаяся от Ирландской республиканской армии (ИРА), так как та официально отказалась от вооруженной борьбы. Вчера был арестован 17-летний католик, подозреваемый в причастности к этому преступлению.
Другая радикальная группировка «Истинная ИРА» объявила о том, что организовала теракт у входа в казармы. За «Истинной ИРА» числится самое кровавое нападение в истории Северной Ирландии -- взрыв бомбы в городе Ома в графстве Тайрон в августе 1998 года, унесший 29 жизней. «Те, кто стоит за этим нападением, какими бы именами и целями они ни прикрывались, являются варварскими преступниками, жестокими и трусливыми убийцами», -- сказал британский министр по делам Северной Ирландии Шон Вудворд. Он предупредил, что «уровень террористической угрозы в Северной Ирландии выше, чем в любой другой момент за шесть лет».
Посетивший Северную Ирландию в связи с этими терактами премьер-министр Соединенного Королевства Гордон Браун заявил, что инциденты не должны спровоцировать новую волну вражды в Северной Ирландии: «Убийцы пытаются исказить, дезорганизовать и разрушить политический процесс, который работает для народа Северной Ирландии». Что особенно важно, теракты осудили все политические партии Северной Ирландии. Не только пробританские, но и те, кто представляет республиканцев.
«Кто бы ни стоял за этим нападением, эти люди не имеют ни поддержки, ни стратегии», -- заявил лидер «Шинн Фейн» Джерри Адамс. Он назвал убийства «покушением на мирный процесс» и заявил, что боевики хотят заострить недовольство католиков (их отношения с протестантами все еще далеко не безоблачные) и могут добиться возобновления патрулирования улиц местных городов британскими солдатами. Соратник Адамса первый вице-премьер Северной Ирландии Мартин Макгиннесс также был категоричен: «Я поддерживал ИРА во время конфликта, сам был членом ИРА, но война окончена. Те, кто совершил нападение, дали понять, что хотели бы развязать ее снова». Адамс пошел даже на то, что призвал сторонников сообщить полиции любые полезные для поимки террористов сведения.
Политические обозреватели гадают, что же происходит. Почему оказался под угрозой мирный процесс, который, казалось бы, так успешно развивался на протяжении последнего десятилетия? Напомним, что террористическая война в этом регионе шла с 1960-х годов. Ее вели молодые североирландские католики, добивавшиеся присоединения североирландской провинции Ольстер к Ирландской республике. Им противостояло верное Великобритании протестантское большинство. Результат -- 4 тыс. убитых, 45 тыс. раненых, 15 300 заложенных бомб. Материальный ущерб, нанесенный провинции почти за 40 лет военных действий, оценивается в астрономическую сумму -- 100 млрд фунтов стерлингов.
В конце концов при активном участии Лондона, Вашингтона и Дублина в Страстную пятницу 1998 года было подписано соглашение о мире в Северной Ирландии, положившее конец междоусобному конфликту. ИРА согласилась разоружиться, а ее политическое крыло «Шинн Фейн» получила места в провинциальном парламенте.
Ситуация в провинции стала несравнимо лучше. Белфаст, столица Ольстера, и другие города переживают, несмотря на общий экономический кризис, строительный бум, расцветает бизнес, возродилась культурная жизнь. Подрастает поколение, которое не слышало взрывов и выстрелов, не видело колючей проволоки, перегораживающей улицы, не ходило в школу под охраной броневиков. Эти успехи даже убедили международное сообщество, что процесс «замирения» в Северной Ирландии может рассматриваться как модель для урегулирования других локальных конфликтов.
Кому же понадобилось нарушать этот мир? Чего добиваются те, кто стоит за «отмороженными» боевиками, возобновившими террористические атаки в Ольстере? "Атаки на британских солдат и на полицейских -- это символический акт, цель которого показать, что к руководству ИРА пришли более радикальные люди, -- сказал «Времени новостей» один из ведущих британских экспертов по войне в Северной Ирландии Кевин Тулис. -- Таким варварским способом они извещают британские службы безопасности, что наступил новый этап террористической борьбы. Одновременно они пытаются воздействовать на католическое население провинции и убедить его, что нынешние лидеры партии «Шинн Фейн», согласившиеся на мир с лоялистами и участие в правительстве Ольстера, являются «предателями» дела республиканцев. Они хотят сказать соотечественникам: присоединяйтесь к нам, мы вновь поднимаем знамя борьбы с Лондоном».
Наш собеседник уверен, что у этих людей нет «ни малейшего шанса» на успех: «Это чистейшей воды политическая психопатия. Население Ольстера не хочет войны, не хочет возвращения к мрачным реалиям 70--80-х годов прошлого века. Маленькая изолированная группа воинственных подпольщиков не способна повернуть время назад. Но для тех немногих, кто ностальгирует по прошлому, кто по-прежнему полон ненависти и злобы к иноверцам, это важный знак. Они все еще надеются на новый взрыв антибританской борьбы».
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон