|
|
N°74, 25 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дума ЦБ не обидит
Совет директоров Банка России пополнился членами и фунциями
Совет директоров Центробанка пополнился вчера тремя новыми членами. Госдума одобрила вхождение в этот орган двух новых первых заместителей ЦБ Олега Вьюгина и Андрея Козлова, а также руководителя сводного экономического департамента Надежды Ивановой. Несмотря на почти пустой зал обсуждение длилось более часа. Депутаты, понимая, что возможность пообщаться с новыми важными людьми в ЦБ выпадет теперь не скоро, не могли удержаться от вопросов. Спрашивали про одно и то же по несколько раз. Г-на Вьюгина замучили проблемами отмены обязательной продажи валютной выручки и кредитованием банками реального сектора экономики. Г-н Вюгин неутомимо повторял, что отмена обязательной продажи связана с улучшением экономической ситуации, в стране. А кредиты промышленным предприятиям составляют уже 40% инвестиционных портфелей банков.
Но самый распространенный вопрос, естественно, касался, участия соискателей в кризисе 1998 года. Особенно смущала думцев роль в дефолте г-на Козлова, «отца ГКО», занимавшего в 1998 году пост первого зампреда ЦБ. Г-н Козлов отвечал поначалу спокойно и односложно. Но все же не выдержал и заявил, что гордится участием в создании системы ГКО, которая признана специалистами «одной из лучших в мире». Так как вопросы о дефолте носили скорее историко- познавательный характер, неуместная откровенность г-на Козлова прошла незамеченной. Исчерпав список вопросов, под аккомпанемент рекомендации Николая Гончара, что соискатели «люди интеллигентные, с базовым образованием, жизнью битые, неблатные, и к ним по блату не зайдешь», думцы списком утвердили выдвиженцев Сергея Игнатьева. Оставшиеся два вакантных места в Совете директоров будут заполнены в течение ближайшего месяца, вновь повторил журналистам г-н Игнатьев.
И хотя в случае окончательного принятия поправок в закон о ЦБ, Совет директоров, возможно, будет не столь могущественным органом, как сейчас, его привлекательность все же сохранится. К тому же, после «юридико-лингвистической» правки, внесенной вчера бюджетным и банковским комитетами к третьему чтению в обновленную версию закона о ЦБ, Совету директоров возвращается ряд полномочий, которые предполагалось делегировать Национальному банковскому Совету.
Правда, каков будет окончательный текст, сказать трудно. Неясно даже, когда -- в ближайшую пятницу или уже после майских праздников -- его предложат утвердить Думе. Вчера правительство прислало в Думу письмо с просьбой вернуть закон во второе чтение, рассмотреть поправки кабинета, и обсуждать проект уже в мае. Бюджетный и банковский комитеты отвергли это предложение. Главный мотив -- присланные кабинетом поправки об увеличении количества проверок ЦБ банков, об утверждении финансовой отчетности и правил бухучета Советом директоров, а не НБС, уже были отклонены Думой.
Отказав правительству, члены профильных комитетов принялись шлифовать закон к третьему чтению. Под видом юридико-лингвистической правки смысл ряда положений закона по сравнению со вторым чтение был изменен. Например, НБС теперь будет только рассматривать, а не утверждать финансовый отчет. Правила бухучета НБС утверждать будет, но разрабатывать их будет Совет директоров. Этот же орган, а не НБС по-прежнему будет вносить в Думу годовой отчет ЦБ. По словам главы бюджетного комитета Александра Жукова, эта правка нисколько не противоречит смыслу законопроекта, одобренного депутатами. По его мнению, комитеты лишь привели положения закона в соответствие с принятым во втором чтении решении -- не делать НБС органом управления. Г-н Жуков уверяет, что в результате получился компромиссный закон. С одной стороны, НБС не может вмешиваться в текущую политику ЦБ и независимость последнего -- в целости и сохранности, с другой, наконец, появляется реальный механизм контроля за доселе совершенно самостийным Банком.
Кому нужен такой компромисс -- неясно. Сам г-н Жуков признал, что ЦБ и при новом руководителе предпочитает не менять закон вовсе. Зампред банковского комитета Павел Медведев, полагающий, что в таком виде закон принимать нельзя, не исключает отклонения его президентом. Вето сенаторов или президента возможно и, по мнению представителя Минфина Антона Силуанова. Впрочем, после того, как из закона исчез политический пафос, и ЦБ не грозит ни превращение в госучреждение, ни внешнее управление со стороны НБС, распределение функций между Советом директоров и НБС волнует довольно узкий круг лиц. В Думе, прежде всего, потенциальных кандидатов на 4 думских квоты в НБС. Правда, не исключено, что чтение новой редакции закона приведет к возрождению погасшего интереса к ЦБ, например, у президента, который два года назад принимал весьма живое участие в изменении статуса главного банка страны.
Светлана ЛОЛАЕВА