|
|
N°74, 25 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно, город закрывается...
Вчера депутаты Магнитогорского городского собрания и руководство мэрии Магнитогорска приняли совместное обращение к губернатору Челябинской области и областной Думе с просьбой оказать содействие в придании «столице уральской металлургии» статуса закрытой территории. Днем раньше, 23 апреля, аналогичное обращение к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, представляющим Ямало-Ненецкий автономный округ, приняли депутаты Думы Нового Уренгоя. Они также просят закрыть их город от свободного посещения «непрошеных» гостей.
Магнитогорские власти исходят из того принципа, что их территория является приграничной. Как было заявлено вчера на расширенном совещании с участием правоохранительных органов, город заполонили иностранцы, в основном из соседнего Казахстана и стран Средней Азии. По информации городского УВД, только за три месяца 2002 года временное право на проживание в Магнитогорске получили 2,5 тыс. иностранных граждан. За этот же период более 3,5 тыс. иностранцев (в основном из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и с Украины) было привлечено к ответственности за нелегальное нахождение на территории города. Власти уверены, что это только вершина айсберга -- реально нелегалов гораздо больше.
Действующий сейчас административный кодекс предусматривает слишком мягкое наказание за нарушение паспортно-визового режима -- небольшой штраф. С 1 июля сумма штрафа должна увеличиться (от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда), но в Магнитогорске не верят, что она отпугнет мигрантов из беднейших регионов СНГ. Магнитогорские власти, конечно, готовят на своем уровне документы, которые должны усилить контроль за иностранцами, но самым лучшим выходом, по их мнению, может стать придание городу статуса приграничной территории.
У властей Нового Уренгоя свои аргументы. В обращении, направленном в Федеральное Собрание, говорится о том, что на территории города расположены самые главные газодобывающие предприятия, которые обеспечивают топливом не только всю Россию, но и Европу. «Многие к нам стремятся в поисках больших денег, не понимая всей специфики Севера, -- говорит мэр Нового Уренгоя Виктор Казарин, -- а она в том, что нам требуются люди строго определенных профессий и в ограниченном объеме». В итоге мигранты вынуждены жить в нечеловеческих условиях, без жилья, без работы, поэтому ограничение на въезд послужит их же благу, считает Казарин. Проблемы переселенцев ложатся дополнительной нагрузкой на городской бюджет. Именно «чужаки», уверены в Новом Уренгое, завезли на Тюменский Север такую проблему, как наркомания, которая цветет там теперь пышным цветом.
«Мы не хотим отгородиться от всего мира, мы не добиваемся создания у нас закрытого административно-территориального образования с льготами и прочими преференциями, -- утверждает новоуренгойский мэр. -- Нам достаточно будет норильского варианта, когда существует пропускная система въезда на территорию города по приглашениям и свободный доступ для командированных».
Реакция губернатора и законодателей Челябинской области на магнитогорскую инициативу еще неизвестна. Не исключено, что этот вопрос будет подниматься в июне перед президентом России, который, возможно, приедет на празднование юбилея Магнитогорского металлургического комбината. Во время прошлогоднего визита Владимира Путина в Новый Уренгой власти этого города и Ямала добились поручения президента правительству «проработать вопрос». Виктор Казарин рассчитывает, что различные варианты «закрытия» газовой столицы России лягут на стол главы государства уже в июле этого года.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург