Время новостей
     N°39, 11 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2009
Отложенный протест
Политологи об итогах первых "кризисных" выборов в России
Об итогах региональных выборов 1 марта и о том, сказался ли экономический кризис на электоральных пристрастиях россиян, корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА спросила у представителей экспертного сообщества.

"Единую Россию" до сих пор тянет Владимир Путин"

Сергей МИХЕЕВ, вице-президент Центра политических технологий:

-- Везде, где было нужно, «Единая Россия» обеспечила себе большинство, я не заметил каких-то особых проблем. Сами единороссы говорят, что народ проголосовал за них и тем самым продемонстрировал поддержку антикризисных мер правительства. Но скорее это инерция. Не надо иллюзий, «Единую Россию» до сих пор тянет Владимир Путин, у партии практически нет иного ресурса, кроме имиджа Путина. В целом по стране, видимо, какой-то рост социального напряжения есть, но он пока настолько незначителен, что в конкретных политических коллизиях не отражается. Опять же региональные выборы традиционно особым интересом населения не пользуются, народ на них всегда ходил неохотно и на этот раз тоже пошел довольно плохо -- это также можно рассматривать как реакцию на кризис. КПРФ и ЛДПР в некоторых регионах показали хорошие результаты, и тем не менее какой-то серьезной динамики по сравнению с прошлыми региональными выборами я не могу отметить. Есть небольшие подвижки, но качественного роста нет. У КПРФ в целом по стране стабильная электоральная база, которая колеблется от 20 до 25% активных избирателей, и когда коммунистам не мешают, они и набирают свои 20%. Возможно, какие-то тенденции мы заметим в осенний единый день голосования или в марте 2010 года. Возможно, кризис повлияет на электоральные результаты партий, а может быть, и наоборот -- все пойдет по линии усиления аполитичности в обществе. А может быть, кризис просто еще не разгулялся.

"Свой результат партия власти получила в чистом поле"

Александр КЫНЕВ, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

-- Об этих выборах надо говорить не только с точки зрения девяти региональных парламентов, которые были избраны. Нужно смотреть весь массив голосований, потому что у нас никогда не было такого количества муниципальных выборов по партийным спискам, как 1 марта. О процентах можно рассуждать сколько угодно: по сравнению с предыдущими региональными выборами процент вырос, по сравнению с федеральными -- снизился. Но совершенно очевидно одно: все, что получила «Единая Россия», она получила практически в чистом поле. На выборах в региональные парламенты партия боролась с пустотой. Даже и близко не было никакой оппозиции, которая была хоть сколько-нибудь сопоставима с ней по ресурсам. Причины тому разные: моральная деморализация оппозиции, кадровые неурядицы, отсутствие денег. В итоге процент, полученный партией власти, абсолютно неадекватен имевшимся в ее распоряжении ресурсам. Там, где хоть что-то пытались делать, оппозиция получала результат. Стоило ЛДПР провести более или менее активную кампанию в Ненецком автономном округе -- получили 19%. А вот что касается муниципальных выборов, то там все результаты «Единой России» получены при низкой явке, которая в городах была вообще минимальна. И как раз в городах результаты партии власти были плохи как никогда, а в среднем высокие результаты получены за счет периферии, удаленных регионов и национальных республик, где -- это никого не должно обманывать -- и голосование, и подсчет проходят специфическим образом. А муниципальные образования компактны, там картина предельно ясна, там уже обозначилось внутреннее расслоение «Единой России». И самый яркий пример -- выборы в городскую Думу Твери, которые проходили по принципу ротации. Половину депутатов избирали 12 октября 2008 года («Единая Россия» получила тогда 49%, КПРФ -- 30%), вторую половину выбрали 1 марта 2009-го («Единая Россия» получила 29%, КПРФ -- 49%). Тот же город, те же избиратели, всего четыре месяца разницы. Вот она, динамика общественных настроений.

"Через год элиты поймут, что кризис сам не рассосется"

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

-- Административный ресурс на местах выдержал тест на лояльность, он везде продемонстрировал склонность поддержать «Единую Россию» -- может, просто потому, что реальных альтернатив не было у самого адмресурса. Про избирателей я не говорю, потому что эти выборы в значительной степени сделаны административным ресурсом. На Северном Кавказе он вообще рисует результаты -- это я могу довольно ответственно утверждать, по протоколам видно. А в «большой России» он не то чтобы рисует, но так обустраивает выборы, что у других остается мало шансов. Адмресурс свое отработал, главная задача путинского режима решена: бунта на корабле нет, местные элиты, не зная, как бороться с кризисом, пока делегируют право на борьбу федеральному центру. Это естественно-научный факт, и глупо его отрицать. «Единая Россия» по-прежнему лидер, но позиции ее понемножку слабеют. Дело не в цифрах самих по себе, а скорее, в структуре данных. В городах снижается явка, а города -- это зона, где живут 75% населения. Города менее активно голосуют и менее активно поддерживают партию власти. А на селе растут явка и поддержка «Единой России», причем наблюдается выраженная корреляция между явкой и результатом за «Единую Россию». Здравому смыслу это противоречит, потому что на селе явно живется не лучше, чем в городе. Смысл такой корреляции в том, что, грубо говоря, если уж приписывают голоса, то за единороссов, заодно и явка увеличивается.

Общий итог такой: ситуация не радикально, но уже меняется с точки зрения настроения граждан и, что еще неприятнее, с точки зрения элитных разборок. Пока еще элиты не знают, что делать, и по инерции поддерживают «Единую Россию». Через год они поймут, что само ничего не рассосется, и будут предъявлять этой же «Единой России» довольно неприятные претензии. Вопрос, в какой форме.

"Есть тревожные тенденции"

Оксана ГОНЧАРЕНКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России:

-- Радикальных сдвигов не произошло, но, конечно, есть тревожные для партии власти тенденции. Это связано с тем, что по целому ряду параметров, особенно на муниципальных выборах, это видно, снижается поддержка власти как таковой. Надо учесть, что в эту кампанию «Единая Россия» обладала гораздо большими ресурсами и возможностями, чем другие участники процесса. Ни КПРФ, ни ЛДПР, ни «Справедливая Россия» не использовали полностью благоприятную для себя конъюнктуру, связанную с ростом протестных настроений. И все же они выступили гораздо удачнее, чем в предыдущие годы. Вот в этом и есть тревожная тенденция: если бы они максимально поработали, тогда повышение результатов было бы оправданно, а ведь кампания прошла достаточно инертно. Яркие выступления были редки, скандалов, которые добавляют голосов, было немного -- как со списком ЛДПР в Ненецком автономном округе. И тем не менее налицо голосование за альтернативные «Единой России» силы.

Впрочем, надо учитывать, что в субъектах, где было изначально сильное административное влияние (Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия), результат «Единой России» был высокий, и кризис тут ни при чем. А где традиционно была высокая поддержка КПРФ (Брянская, Владимирская, Волгоградская области), там еще немного прибавили коммунисты, но это и есть их опорные регионы, как Ненецкий округ и Хакасия для ЛДПР.

В целом ситуация может стать неблагоприятной для партии власти, но скорее всего не в этом году, а в долгосрочной перспективе. Если кризисные явления не будут преодолены, если не появятся видимые признаки улучшения, тогда через год можно ожидать более существенного выражения протестных настроений в голосовании.

//  читайте тему  //  Выборы в России