|
|
N°74, 25 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Пятерка» поработала на двойку
На каспийском саммите ничего не согласовали
Безрезультатно закончился вчера долгожданный каспийский саммит в Ашхабаде. В попытках выработать хоть какой-то документ пять президентов вместе с министрами иностранных дел заседали три часа вместо одного, но тщетно. Противоречия -- главным образом между Ираном, Азербайджаном и Туркменией -- оказались непреодолимыми.
Еще накануне вечером в кулуарах звучали оптимистические прогнозы: мол, ждите завтра сенсации, готовится определенный прорыв к консенсусу по разделу моря. Недоверие скептиков вчера рано утром подтвердил хозяин саммита президент Ниязов: документ, подготовленный ночью экспертами, «пустоват».
Как стало известно газете «Время новостей» из осведомленных источников, уже в ходе переговоров свою позицию ужесточил президент Ирана Мохаммад Хатами (в его окружении находилась известная сторонница радикального подхода Тегерана к проблеме Каспия депутат меджлиса Элахи Кулайи). Хатами настаивал: в тексте итоговой декларации обязательно должна присутствовать ссылка на то, что новый порядок на Каспии есть продолжение советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, определявших его как внутреннее советско-иранское море. В принципе это предложение не вызвало неприятия со стороны остальных. Но президент Азербайджана Гейдар Алиев в свою очередь потребовал включить в текст ссылки на «сложившуюся практику на Каспии». Против категорически выступили Иран и Туркмения, поскольку это означало бы легитимизацию освоения Баку нефтяных месторождений, на которые претендуют Ашхабад и Тегеран. Выйти из клинча не удалось, несмотря на попытки президентов России и Казахстана выступить в роли арбитров. В итоге не подписано даже простого коммюнике о том, что первый каспийский саммит состоялся. Возражал, очевидно, президент Ирана, желавший подчеркнуть свою жесткую позицию, в первую очередь по внутриполитическим соображениям.
Итогами Ашхабада можно считать сам факт, что пять президентов впервые попытались объясниться друг с другом без посредников. А также выраженное Владимиром Путиным желание всех лидеров встречаться и впредь по мере готовности к компромиссам. Туркменбаши добавил: лидеры новых суверенных государств отвыкают от «советской школы руководства», когда первые лица подписывали все, что им приготовили. Теперь же они действительно научились защищать национальные интересы, утверждает г-н Ниязов.
Вчерашний день вообще можно считать бенефисом Туркменбаши. Он провел почти полуторачасовую пресс-конференцию, где не отказался отвечать ни на один из вопросов, в том числе и о диктаторском характере его режима. «Глава всех туркмен» сообщил, что ответил отказом на уговоры президентов России и Казахстана работать над созданием газового альянса трех стран, о чем договорились на недавнем саммите СНГ в Чимбулаке. Ниязов дал понять, что собирается сам распоряжаться туркменским газом, а не предоставлять его для транзита Москве и Астане: «Дайте мне рынок газа, цены, трубы, а иначе мы не можем входить в альянс». Он упрекнул Москву в том, что она зарабатывает на транзите туркменского газа на Запад около 50 долларов за тысячу кубометров. При этом не преминул заметить, что Россия сама нуждается в 40 млрд кубометров туркменского газа, чтобы обеспечить свой энергобаланс. «Впрочем, -- миролюбиво заметил он, -- у нас нет к России претензий, а у России -- к нам».
Не обошлось и без разочарований хозяина саммита. Ниязов не смог уговорить партнеров создать совет глав прикаспийских государств, где он собирался «порулить» до следующего апреля в качестве председателя. Некоторые участники саммита, видимо, сомневаются в дипломатических способностях Туркменбаши, которому пока не удается разрешить территориальный спор даже с одним соседом, Азербайджаном. И если судить по замечанию президента Ниязова, что каспийским лидерам встречаться придется не раз, проблема Каспия еще надолго останется головной болью всего региона.
Аркадий ДУБНОВ, Ашхабад