|
|
N°38, 06 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мелочь жизни
Тбилисские нищие проклинают автобусы
Парадоксально, но в условиях финансового кризиса на тбилисских улицах стало меньше попрошаек. И ведь никакого грузинского экономического чуда, которое помогло бы снизить уровень бедности, не произошло. Тбилисцы с недавних пор меньше жертвуют нищим только потому, что мелочь стала в катастрофическом дефиците.
Жители грузинской столицы воспитанны и законопослушны. Они, невзирая в целом на скудные доходы, немедленно по получении квитанций спешат в банки на оплату коммунальных расходов вне зависимости от того, пришло ли время платить за «вражескую» российскую электроэнергию или «дружественный» азербайджанский газ. Кошмарный энергокризис 1990-х годов не забыт, и тбилисцы готовы платить, только бы не было опять свечей и керосинок.
Аналогичная ситуация до февраля этого года была и с общественным транспортом. В Тбилиси нет троллейбусов и трамваев -- городские власти сочли, что это пережиток прошлого, а центральные проспекты и улицы расчищены от маршруток под автобусы. Эти желтые автобусы тбилисцы прозвали «сандробусами»: первое время их завозили из Голландии, родины первой леди Грузии Сандры Руловс. Сейчас голландский автобусный парк пополнили украинские желтые машины, но я не слышал, чтобы их называли «викторами» или «юлями», несмотря на то, что президент Украины Виктор Ющенко крестил младшего сына грузинского президента Михаила Саакашвили, а премьер Юлия Тимошенко считается другом всего грузинского народа...
До февраля отношения между пассажирами и автобусами складывались благополучно -- по правилу «деньги-товар-сдача». Положенные за проезд 40 тетри (что соответствует 25 американским центам) пассажир отдавал водителю, получал (а чаще всего этого и не требовалось) билет и, если нужно, сдачу. Соответственно энная сумма от этой сдачи потом могла быть субсидирована нищим. Были довольны все: и водители, так как часть суммы теоретически могла перетекать к ним в карманы, и пассажиры, и нищие.
Однако с середины февраля ситуация изменилась. Власти посчитали, что много мелочи не доходит до бюджета. Установили кассовые аппараты, а водителям запретили денежно-товарные отношения с пассажирами. После этого вмиг исчезла мелочь и из магазинов. Продавцы требуют «покупать до лари», так как тетри на сдачу нет. На газетных киосках появились объявления: «Лари на тетри не размениваем». И занимают у соседей теперь не по-крупному, а так -- по мелочи. На проезд.
Уважающий себя тбилисец не ездит «зайцем». К тому же власти закрепили за маршрутами дюжих молодцев в форменных куртках с надписью «Автобусы Тбилиси». Достаточно вежливых, чтобы простить старушке отсутствие мелочи, но и достаточно крепких, чтобы взыскать с провинившегося штраф -- 15 лари (примерно 9 долл.). Сегодня в автобусе моего маршрута до центра пассажиров было немного. Водитель неспешно рассказывал сидевшему неподалеку пассажиру про свои злоключения в августе 2008 года. Тогда на желтых автобусах по направлению к Южной Осетии везли резервистов.
На остановке в автобус вошли две женщины... и тут же повернули к выходу, вспомнив, что у них нет мелочи. «Да ладно, садитесь, скажите контролю, что не смогли лари разменять!» -- махнул им рукой водитель, закрыл двери и снова пустился в горькие воспоминания.
На следующей остановке выходить было мне. Перед тем как покинуть автобус, я огляделся. Контролеров не было. Тогда я передал свой билет одной из новых пассажирок, а пассажир, выходивший за мной следом, -- другой. Так мы по-мужски взяли на себя часть вины «зайчих». Только вот для попрошаек мелочи опять не прибавилось...
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси