|
|
N°38, 06 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Классика позднего авангарда
Графика «остовцев» в галерее «Элизиум»
В галерее «Элизиум» открылась выставка графики Общества станковистов -- одного из наиболее значительных авангардных художественных объединений второй половины 1920-х годов. Группа образовалась в 1925-м. В нее вошли Петр Вильямс, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Лабас, Сергей Лучишкин, председателем общества стал известный и признанный на тот момент живописец Давид Штеренберг. Художники знамениты в первую очередь своими живописными полотнами, соединившими в себе метод экспрессионизма и элементы стиля «новая вещественность». Сегодня «остовцы» почитаются классикой позднего русского авангарда.
Однако графические их работы известны мало и почти не выставлялись, хотя к графике -- журнальным и книжным иллюстрациям, театральным эскизам и пр. -- художники обращались едва ли не чаще, чем к картинам. И не только из-за возможности заработка -- именно в ксилографиях, рисунках тушью и акварелью, по мнению ряда исследователей, складывался и оттачивался уникальный стиль каждого из мастеров, осуществлялись поиски в области пластического языка, находили адекватное выражение взгляды художников на окружающую действительность, политику, искусство.
Выставка в галерее «Элизиум» -- настоящее исследование, объединившее более двухсот работ (преимущественно из частных коллекций) и снабженное блестяще изданным каталогом. Проект демонстрирует удивительное стилистическое разнообразие и полифонию, которые царили внутри объединения (участники ОСТа до создания группы входили в другие авангардные объединения). Например, в натюрмортах Ивана Клюна отчетливо проглядывает кубофутуристическое прошлое их создателя, а театральные эскизы Константина Вялова несут на себе явную печать конструктивизма. В большинстве работ вполне можно увидеть взаимосвязь между графикой и живописью автора. Единство художественного почерка объединяет акварели Александра Лабаса или Александра Тышлера с их станковыми полотнами. Стремительные физкультурницы, напряженные фигуры рабочих и интерьеры заводов и фабрик Александра Дейнеки и Юрия Пименова впоследствии появятся и на их картинках. Довольно органично рядом с ними смотрятся строгие и геометрические, выполненные тушью «индустриальные пейзажи» Мечислава Доброковского, где растущие ввысь могучие сооружения уже не оставляют место человеку. На выставке есть и опусы с лирическим настроением, проявляющимся, например, в карандашных портретах Петра Вильямса (автор знаменитого портрета Мейерхольда), в работах Меера Аксельрода, Федора Платова, Валерия Алфеевского или Ниссона Шифрина.
Сколь бы интересной и плодотворной ни виделась из сегодня жизнь ОСТа, историческая правда оказалась печальной: идейно-содержательные разногласия привели в 1928 году к расколу группы, а в 1932 году, после учреждения Союза художников, объединение окончательно прекратило существование.
Валерий ЛЕДЕНЕВ