Время новостей
     N°37, 05 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2009
«АвтоВАЗ» в простое
Концерн остановил главный конвейер и готовится к сокращению персонала
Вчера министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, выступая на заседании Совета Федерации, назвала положение с занятостью на «АвтоВАЗе» тяжелым. По ее данным, несмотря на то что в феврале «АвтоВАЗ» возобновил работу, 12,5 тыс. человек «остаются в простое» и еще 3,2 тыс. работников планируется уволить. По ее оценке, хотя определенные действия для урегулирования проблемы занятости сотрудников проводятся, этих мер явно недостаточно. Впрочем, председатель профсоюзной организации «АвтоВАЗа» Николай Карагин вчера сообщил, что массовых сокращений персонала на «АвтоВАЗе» не планируется, а завод намерен перевести около 3,2 тыс. сотрудников на работу в другую компанию в рамках реализации программы вывода непрофильных активов предприятия. Речь идет о выделении из структуры «АвтоВАЗа» комбината общественного питания.

Впрочем, кадровую ситуацию может все же усугубить вчерашняя остановка на неопределенный срок главного конвейера автозавода из-за проблем с поставками комплектующих с предприятий группы СОК. Группа является крупнейшим поставщиком автозавода и закрывала его потребности в автокомплектующих на 40%.

По словам представителей автогиганта, еще вчера утром конвейер работал, а были остановлены только несколько его ниток, однако ко второй смене (16.00 мск) поставки комплектующих не возобновились, и конвейер был остановлен полностью. Впрочем, на заводе и в группе СОК не теряют надежды договориться и продолжают переговоры.

Г-жа Голикова напомнила, что уже выделено 12 млрд руб. для закупки отечественного автотранспорта для государственных структур и в этих закупках по крайней мере ее министерство значительную часть отведет именно машинам «АвтоВАЗа».

Из-за проблем с поставщиками «АвтоВАЗ» уже во второй раз останавливает конвейер. Первый раз он встал 5 февраля, когда заводу из-за долгов прекратили отгрузку комплектующих сразу несколько поставщиков, однако уже 9 февраля конвейер возобновил работу. Президент автогиганта Борис Алешин еще в феврале называл общую сумму долга перед поставщиками -- 15 млрд руб. Он пояснял, что "некоторых" не устраивает введение новой вексельной схемы оплаты. Дело в том, что с февраля этого года до 70% закупок «АвтоВАЗ» оплачивает своими векселями и векселями работающих с ним банков, а на деньги приходится лишь 30% расчетов. Впрочем, группа СОК ранее на такой расчет согласилась. Вчера же ее представитель подчеркнул, что данная вексельная схема оплаты ведет к серьезному сокращению оборотных средств в компании. По его словам, она не устраивает субподрядные организации, с которыми взаимодействуют предприятия группы. Кроме того, при предъявлении векселей дисконт составляет порядка 20--30%. «Группа СОК одной из первых приняла вексельную схему «АвтоВАЗа», но ввиду сложившейся сложной денежной ситуации компания 25 февраля направила официальное письмо на имя президента группы «АвтоВАЗ» Бориса Алешина с просьбой пересмотреть условия договора оплаты», -- сказал представитель СОК, отметив, что ответа на обращение получено не было.

Впрочем, сложившуюся ситуацию с крупнейшим поставщиком, по мнению экспертов, все-таки спровоцировала информация о том, что «АвтоВАЗ» прекратил переговоры с группой СОК о покупке у нее «Иж-Авто». Официальных комментариев сторон пока не последовало. Однако в такой ситуации «АвтоВАЗу» все равно придется идти на уступки своему крупнейшему поставщику, считают эксперты. «Несмотря на то что проблемы с СОК скорее связаны с разрывом сделки по «Иж-Авто», договариваться сторонам придется уже в ближайшие дни, так как конвейер не может долго простаивать», -- заметил Игорь Краевский из «Пиоглобал Эссет Менеджмент». Впрочем, он не исключил, что если для СОК вексельная схема расчетов будет изменена, с похожими просьбами могут обратиться к автогиганту и другие поставщики, что усугубит ситуацию для завода, испытывающего дефицит денежных средств.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром