Время новостей
     N°37, 05 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2009
Намаз в церкви
Берлинские протестанты борются за чеченского беженца
Молодой чеченец расстилает коврик и молится Аллаху в помещении берлинской протестантской Церкви самаритян. «Можешь звать его Муса Эдимов, -- говорит корреспонденту «Времени новостей» Эккехард Маас. -- Это псевдоним, имя в таких случаях раскрывать не принято. Кто знает, какие «охотники» за ним объявиться могут». Маас был в прежней ГДР известным поэтом-вольнодумцем, переводчиком и исполнителем песен Булата Окуджавы. В 1996 году он создал и возглавил Германо-кавказское общество, помогая оказавшимся в трудных ситуациях выходцам с Кавказа. Сейчас в Берлине разыгрывается одна из тех драматических историй, ради счастливого исхода которых общество Мааса и существует.

С 12 февраля протестантская Община галилейских самаритян предоставляет убежище чеченскому парню в стенах своей церкви на Самаритерштрассе в центре Берлина. Один из руководителей здешнего чеченского объединения (в Берлине около 500 чеченских семей) рассказал «ВН», что 26-летний Муса -- сын известного в чеченской среде командира роты разведки, погибшего в бою. Парень сам с 17 лет пошел к боевикам, говорят, его много раз арестовывали и пытали. Физические и моральные травмы не прошли бесследно: у Мусы почечная недостаточность и малокровие, он лечится у психотерапевта.

В начале недели протестантские пасторы ударили в колокола тревоги: оказалось, что по законодательству этот молодой чеченец не имеет права на политическое убежище в Германии. Он въехал в ноябре 2007 года в страну через территорию Польши. А значит, подлежит высылке туда, откуда он пересек немецкую границу, то есть обратно в Польшу. Ведомство по делам иностранцев установило предельный срок отправки Мусы -- 10 марта.

Берлинская полиция исполняет свой долг. Пастор Юрген Пассот, возглавляющий общественное объединение «Убежище в церкви», рассказал «ВН», что впервые полицейские наведались в храм 2 марта: «Они пришли в штатском, были вежливы и даже дружелюбны». По словам пастора, полицейские остановились в прихожей и поинтересовались, здесь ли находится чеченец: «Получив утвердительный ответ, они удалились. На улице их ждали коллеги в форме». Потом состоялся еще один визит.

Пастор подчеркивает, что "границу" церковного убежища полицейские не нарушали. Это может произойти лишь с санкции на обыск, выданной судом, а такое развитие событий местная церковная общественность считает нереальным. Но возить Мусу в больницу к врачам члены общины больше не решаются: как только он покинет своды храма, полиция может арестовать его.

Церковь исполняет свой библейский долг по отношению к людям, которым при высылке из Германии грозят пытки, смерть или неприемлемые, как здесь принято говорить, социальные испытания. «В Польше Мусе не может быть гарантирована безопасность, -- считает Эккехард Маас. -- Там он легко может оказаться в руках заинтересованных спецслужб. Да и достойного медицинского обслуживания он не получит». Церковная община уже призвала берлинский сенат вместе сесть за «круглый стол», чтобы общественность и власти приняли по Мусе гуманное решение.

Юрий ШПАКОВ, Берлин