|
|
N°145, 12 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Силы есть
Россия делает свою безопасность все более коллективной
Почетная миссия объявить об успехе вчерашней встречи глав государств -- участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) была возложена на хозяина саммита -- президента Киргизии Аскара Акаева. Заявив о «полном взаимопонимании по всем рассматривавшимся вопросам», г-н Акаев назвал сессию «очередным продвижением стран ДКБ в военно-политической интеграции». Главный из подписанных документов -- это соглашение о статусе коллективных сил безопасности стран ДКБ, которое предусматривает возможность отправки воинских контингентов в случае угрозы безопасности кого-то из союзников по договору. Президенты сразу приняли план действий сил ДКБ на 2001--2005 годы, а также заявление о ситуации в Центральной Азии.
В целом результаты саммита свидетельствуют о решительном намерении Москвы покончить с декларативным характером военного сотрудничества в рамках СНГ. При этом творцы новой политики в отношении СНГ, отказавшись от попыток превратить в эффективную организацию Содружество в целом, окончательно сделали ставку на более узкий круг партнеров, тяготеющих к России. Формально учрежденная восемь лет назад в Ташкенте структура Договора о коллективной безопасности (ДКБ), в которую входили в разное время от шести до девяти стран (сейчас это Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия и Армения), продемонстрировал полную беспомощность в форс-мажорных ситуациях. Это стало формальной причиной прошлогоднего выхода из ДКБ Азербайджана, Грузии и Узбекистана (впрочем, в случае с Баку и Тбилиси причина выглядит именно формальной, прозападная ориентация этих стран общеизвестна).
После выхода из организации трех ее участников заговорили о глубоком кризисе ДКБ. Однако с прошлого года кое-что изменилось -- угрозы безопасности отдельным государствам не только остались, но и возросли -- речь идет и об увеличении потока наркотиков, и о серьезных проблемах, связанных с распространением терроризма и религиозного экстремизма. И вдруг выяснилось, что никто, кроме соседней России (а специфика регионального конфликта именно в том, что трудно рассчитывать на помощь далекого «большого брата», которого все это непосредственно не касается), не в состоянии обеспечить оборонительный зонтик безопасности. Осознание этого факта рядом партнеров Москвы совпало со сменой власти в Кремле и приходом туда новой команды, решительность которой не могла не произвести впечатление на союзников.
Документы бишкекского саммита ДКБ куда конкретнее резолюций прежних лет. Например, создание коллективных региональных сил на разных направлениях: западном (с участием Белоруссии), южном (с участием Армении) и центрально-азиатском (с участием Таджикистана, Казахстана и Киргизии) -- это решение уже не аморфного объединения, а политического блока.
И тем не менее оптимизм в отношении новых перспектив оборонного сотрудничества стоило бы поумерить. Тому есть несколько причин. Во-первых, экономическая, ведь основное бремя по реализации задуманного ляжет на Москву, которой придется заплатить за попытку воссоздать общее оборонное пространство, необходимое прежде всего самой России.
Во-вторых, соглашение по созданию коалиционных сил должно быть утверждено национальными парламентами, и здесь возможны затруднения. Скажем, конституция Белоруссии не позволяет ее вооруженным силам принимать участие в вооруженных действиях за пределами страны. Правда, в неофициальных беседах российские руководители не сомневаются: надо будет, так Александр Лукашенко найдет аргументы для депутатов. Есть еще одно обстоятельство. Статья 4 ДКБ гласит, что агрессия против одной из стран рассматривается остальными участниками договора как агрессия против них, а это влечет за собой военное вмешательство. Однако сегодня такие вещи, как акты терроризма и экстремизма, не всегда могут быть квалифицированы в качестве актов внешней агрессии. Как утверждают творцы новой концепции безопасности в рамках ДКБ, в таких случаях характер ответных действий будет определяться в ходе консультаций между партнерами.
В целом бишкекский саммит ДКБ стал, судя по всему, действительно стал важной вехой в развитии нового процесса. Щедро делясь с партнерами своим зонтиком безопасности, Россия аккуратно, но весьма целеустремленно втягивает их в свою орбиту.
Аркадий ДУБНОВ, Бишкек, Игорь МАКСИМОВ