Уже несколько дней российское консульство в Южной Осетии не выдает новые российские паспорта. Сотрудники консульства поясняют, что пока можно лишь поменять уже имеющийся паспорт с истекшим сроком действия, но и для этого приходится стоять в очереди.
В августе прошлого года
Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Одной из «официальных» причин военного вмешательства России в оба конфликта стало то, что большинство живущих в этих регионах людей являются российскими гражданами. В 2002--2003 годах паспорта СССР, которые в Абхазии и Южной Осетии принципиально не хотели менять на грузинские, практически повсеместно утратили действие. И жителям республик были необходимы хоть какие-то международно признаваемые документы, чтобы иметь возможность выезжать за пределы своих регионов. Россия приступила к выдаче паспортов.
Грузия сочла паспортизацию «ползучей аннексией». «Представьте себе, чтобы Грузия выдала грузинские паспорта в Чечне, когда та воевала против России», -- говорили грузинские наблюдатели. Но Россия выдавала в Абхазии и Южной Осетии не общегражданские, а заграничные паспорта -- как выдала бы их любому, кто имеет основания быть российским гражданином и живет вне России.
Для жителей Южной Осетии и Абхазии это было, возможно, не лучшим решением -- устроиться на работу в России, имея на руках только загранпаспорт, не так-то легко. А сейчас выяснилось и еще одно досадное обстоятельство: загранпаспорта имеют пятилетний срок действия. И сейчас он истек.
Положение осложняется тем, что Россия, похоже, не готова к автоматической замене документов в том же облегченном режиме, в каком это происходило пять лет назад: теперь Южная Осетия и Абхазия, с точки зрения МИД РФ, самостоятельные страны, у которых есть собственная паспортная система. В Абхазии свои паспорта начали выдавать в 2005-м, в Южной Осетии -- в 2006 году. А теперь появились по крайней мере две страны (Россия и Никарагуа), которые по идее должны считать эти паспорта вполне законными. Можно ли будет въехать в Россию по югоосетинскому или абхазскому паспорту, пока непонятно -- должно быть заключено соответствующее межправительственное соглашение. Но факт, что без годных российских паспортов уже остались или рискуют остаться десятки тысяч людей.
В Абхазии, впрочем, особых проблем с документами нет, если не считать заявления местного МИДа о возвращении нескольких тысяч свежеотпечатанных российских бланков, которые предполагалось раздать в приграничном с Грузией Гальском районе. МИД Абхазии протестует против того, что в бланках в графе «место рождения» напечатано «Грузия». С абхазской точки зрения там должна значиться Абхазия, хотя в большинстве загранпаспортов, выдаваемых в России гражданам старше 17--18 лет, местом рождения и вовсе обозначен СССР.
А вот в Южной Осетии, по некоторым данным, не подтвержденным правительственными источниками, есть проблемы и с получением югоосетинской корочки, хотя в первые дни раздачи национальных паспортов получить их при желании могли даже наиболее восторженные из иностранных журналистов. Некоторые жители Южной Осетии предполагают, что получить местный паспорт стало сложнее из-за парламентских выборов, намеченных на май. Президенту Эдуарду Кокойты необходимо большинство в новом парламенте, чтобы закрепить свое пребывание у власти нехитрой конституционной реформой, но в поддержке большинства избирателей он, похоже, не уверен. А лишние голоса могут только увеличить число сомневающихся.
Очереди в российское консульство свидетельствуют о том, что людям необходимы документы, с которыми они могли бы выехать в Россию из региона, где, по признанию официальных лиц, после Нового года даже госчиновники не получают зарплату. Южная Осетия имеет, похоже, проблему с получением российского финансирования. В конце февраля премьер Владимир Путин предписал правительству предусмотренную помощь оказать, но сначала согласовать некоторые условия. 8,5 млрд руб., обещанных Россией в этом году, Цхинвали получит только после создания контролируемой российскими властями инспекции по восстановлению югоосетинской экономики, которая будет следить за расходованием денег. Власти Южной Осетии активно сопротивляются: они хотят контролировать распределение ресурсов самостоятельно, поскольку независимая республика, с их точки зрения, имеет право независимо расходовать полученные деньги.
Напомним, Счетная палата РФ в декабре 2008 года представила отчет о неудовлетворительном состоянии «бухгалтерии» восстановления, выявив воровство. Ситуация ухудшается день ото дня. Пока в Цхинвали надеются на помощь Москвы, мэр которой Юрий Лужков только что пообещал выделить Южной Осетии 1 млрд рублей.