|
|
N°36, 04 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Чуров: Каждый избиратель для нас -- драгоценность
Председатель Центральной избирательной комиссии Владимир ЧУРОВ поделился с корреспондентом «Времени новостей» Натальей РОЖКОВОЙ своими оценками прошедшей 1 марта региональной выборной кампании.
-- Владимир Евгеньевич, как вы оцениваете региональную избирательную кампанию и выборы в единый день голосования 1 марта?
-- Выборы -- это очень сложный процесс, в котором участвует очень много людей, и нет никакой возможности выставить им какую-то оценку по пятибалльной, десятибалльной или даже стобалльной шкале как за школьное сочинение. Избирательная система сработала, как ей и положено, в соответствии с законодательством РФ. Единый день голосования прошел в строго установленные сроки. Кампания шла в русле закона, отклонения не превышали обычной нормы. Хотя любое отклонение от закона -- это плохо.
-- А кризис на кампании как-то отразился?
-- Кризисы сказываются на политике, а мы политикой не занимаемся. Выборы проходили при князе Рюрике, при Алексее Михайловиче, при Екатерине Великой, при Николае Втором, при большевиках, при советской власти, в начале 90-х, в середине 90-х, и теперь проходят в XXI веке. На организации выборов кризис никак не должен сказаться.
-- С финансированием не возникало проблем?
-- Никаких. Была в одном субъекте РФ попытка чуть-чуть задержать текущее финансирование избирательных комиссий, но ЦИК вмешался, и попытка провалилась.
-- Аналитики посчитали, что на этих выборах в среднем на регион приходилось 4,3 партийных списка кандидатов, тогда как в предыдущие годы их было в среднем 7--8. В выборах участвуют только парламентские партии?
-- Сейчас и партий меньше зарегистрировано в России, поэтому списков меньше выдвигается. И потом, на этих выборах вполне успешно выступили непарламентские партии «Патриоты России» и «Правое дело», я бы даже сказал, что чрезвычайно успешно. Из трех регионов, где «Патриоты России» выдвигали свой список, в двух они преодолели семипроцентный барьер и допущены к распределению мандатов.
-- А «Правое дело»?
-- Насколько мне известно, они неплохо выступили в отдельных регионах уже сейчас и приступили к активной подготовке к выборам в следующий единый день голосования. Их представители ходят в ЦИК на совещания с партиями, в частности, были они на совещании по открытию специальных счетов в Сбербанке.
-- Кстати, о подготовке к следующим выборам: вы недавно говорили о некоем курсе -- «Школе молодого кандидата». Этот проект будет реализован?
-- Да, я думаю, мы ее презентуем к началу учебного года. Она будет в себя включать аудиокурс, видеокурс, ряд отсканированных документов. Структура курса очень простая: этапы пути кандидата. Первый этап -- подготовка к выдвижению, сбор информации о существующих возможностях выдвижения, о существующих партиях в данном регионе или федеральных. Следующий этап -- выдвижение. Затем этап сбора документов для заверения, подготовка к регистрации и регистрация. Участие в организационном периоде. Организационная работа, подбор и назначение доверенных лиц, наблюдателей, уполномоченных по финансовым вопросам, участие в агитации. Затем работа в день голосования, работа по завершению дня голосования. И получение мандата либо оспаривание результата голосования в суде. При этом внутри каждого этапа есть еще соответствующая разбивка на финансовые вопросы, организационные вопросы. Это очень практический курс. Не избирательное право в целом, а исключительно конкретное приложение избирательного процесса. То есть «Делай, как я, и погибнешь после меня!».
-- А кто такие эти «молодые кандидаты»?
-- Если честно, мы не определяем в данном случае, на кого рассчитана «Школа молодого кандидата», потому что предполагаем, что эти тексты будут у молодых старшие коллеги воровать. Мы столкнулись с тем, что, как оказалось, аппарат ни одной из партий в полном объеме все содержание этого курса не дает своим политическим активистам. Курс будет представлен в виде DVD-диска, вся информация также будет доступна на нашем сайте.
-- Вопрос по регистрации: накануне дня голосования ассоциация «Голос» заявляла, что кандидаты допускали ошибки при предоставлении документов, потому что якобы избиркомы не обновляли информацию о законодательстве на своих сайтах, в результате документы оформлялись по старым требованиям.
-- Нам известен один такой случай. Во Владимирской области накануне избирательной кампании областные депутаты внесли одну поправку, а наши коллеги из Владимирской области не приняли своевременно соответствующее изменение в свои инструкции. Именно по этому обстоятельству мы и обязали их зарегистрировать список партии, которая следовала этим инструкциям. Это единичный случай. Кроме того, каждой партии, каждому кандидату в соответствии с законодательством дается специальный период времени, процедура регистрации разбита на две стадии (предварительное заверение и регистрация). И на этом этапе есть возможность проконсультироваться, донести дополнительные документы. Это не прежние времена.
-- Случаи отказа в регистрации -- это как раз когда не донесли, не проконсультировались?
-- Могу сказать, что в большинстве случаев отказ в регистрации кандидатам был связан с организационными недоработками. Но в четырех случаях, когда мы на заседании ЦИК рассматривали жалобы, мы указали и избирательным комиссиям на неправильное толкование закона. В трех случаях списки были зарегистрированы по нашему настоянию, в одном случае речь шла о кандидате вне списка -- его не зарегистрировали, но комиссии мы указали на то, что были указаны неправильные основания. Но у нас 40 с лишним тысяч кандидатов в этот раз, более точную статистику мы вам предоставим несколько позже.
-- Во время избирательной кампании приходится слышать о «чистоте списков», не могли бы вы пояснить, что стоит за этим понятием?
-- Это профессиональный термин. Берется разница между количеством людей, включенных в список в начале голосования, и тем количеством, которые включены в список по итогам голосования. Плюс те, кто дополнительно внесен. Минус те, кто исключен по заявлениям, как умершие родственники и так далее. И вот эта разница относится к числу избирателей. Чем это число меньше, тем списки чище. Вот, к примеру, могу сказать, в России самая маленькая погрешность была на президентских выборах -- 0,7%. Это довольно большая величина в абсолютных цифрах. В Европе, если я не ошибаюсь, рекорд поставил Азербайджан на последних президентских выборах: погрешность составила 0,14%. Обычно в Европе она колеблется в пределах 1--2%. В США достигает десятков процентов, потому что у них система другая.
-- И какая была чистота списков на выборах 1 марта?
-- Сейчас еще у меня нет таких данных. Но меня немножко встревожило то, что число заявлений на нашу горячую линию, именно касающихся вопросов списков, не уменьшилось по сравнению с прошлым единым днем голосования. Хотя я понимаю прекрасно, что сейчас в три раза больше голосований и списков больше. Но мы будем проверять каждый случай, и по тем регионам, где неточности наиболее часто встречаются, еще раз проведем специальную выверку списков. Потому что у нас не должно быть обиженного избирателя.
-- Вопрос по явке: все ожидали, что из-за кризиса электоральная активность снизится, но этого в целом не произошло. Почему?
-- Наталья, вы меня уже знаете два года, верьте только мне. На явку влияет очень много факторов. Выделим основные. Первое: активная работа партий с избирателями и кандидатов, я подчеркиваю, активная, потому что некоторые партии, например, на мой взгляд, используют методы привлечения к себе внимания избирателя не вполне корректно, хотя и в рамках закона. Второе: работа СМИ. Если бы СМИ не уделяли постоянного внимания избирательным процессам в России, а другие участники избирательного процесса не создавали бы соответствующих информационных поводов, я думаю, явка была бы ниже. И третий фактор, самый скромный, -- это уже организующая деятельность избирательных комиссий. Явку нельзя повышать административными методами, хотя в некоторых странах это делается на законных основаниях. Допустим, лишают гражданских прав на три месяца или накладывают полицейский штраф. Но мы также и не политики, нам не доступны методы политической пропаганды. Что нам доступно? Только организация голосования с тем, чтобы каждый, кто в принципе хочет исполнить свой гражданский долг, мог это сделать.
-- Давайте с примерами, чтобы было понятнее...
-- Пожалуйста. Вот, например, большое количество избирателей в день голосования находится в поездах дальнего следования. На федеральных выборах человек может взять открепительный талон и проголосовать, приехав в другой населенный пункт единого федерального округа. Но, предположим, поезд идет восемь часов. Утром он собирается, не проголосовал у себя, но взял открепительный талон заранее, значит, уже не может проголосовать у себя, поехал в поезде. Поезд приходит после 20.00 на конечную станцию. Вот мы потеряли избирателя. Что мы делаем? Первый шаг: мы открываем участки на узловых станциях. Но есть люди, которые подумают так: все равно не возьму открепительный талон, поезд на узловой станции стоит 15 минут, а мне еще надо пирожков купить, газет свежих, не успею, боюсь отстать от поезда, лучше не буду голосовать. В этом случае что можно сделать? Для того чтобы не потерять избирателя, надо вводить систему переносного ящика для голосования между двумя станциями на территории одного избирательного округа. Такое уже делается в нескольких поездах -- люди голосуют прямо на ходу. Но это сложная работа -- нужно ведь и избирательный ящик вернуть на тот же участок, откуда он выехал. Другого выхода нет. Или вот еще приведу пример: голосование инвалидов. Это и слабовидящие, и глухонемые, и с нарушением опорно-двигательного аппарата, на колясках. Есть две возможности. Либо обеспечить им возможность для въезда на участок и комфортного голосования там, это брайлевские инструкции для слепых, кабинки и ящик для голосования для колясочников. Либо выехать к ним на дом. Ну, предположим, мы все 100% участков оборудуем пандусом. Но это нерационально, потому что мы-то пандусами оборудуем, а дома-то наши не приспособлены для колясок. И мы посоветовались с обществами инвалидов, они сами нам сказали: вот здесь оборудуйте участок и тут все приедут голосовать, а вот здесь мы составим списки тех, кто хотел бы проголосовать на дому. И они сами их предупреждают о том, что в день голосования можно по телефону или письменно подать заявку на выездное голосование. В день голосования люди подают заявку по телефону, но избиркомы со своей стороны уже заранее знают маршруты. Соответственно растет число таких людей, которые голосуют на дому.
-- Очень кропотливая работа.
-- А другой нету. Мне очень нравится одна из первых карикатур на меня. Лодка, на ней я в «светлом образе» деда Мазая и куча зайцев. Рядом островок, и на нем одинокий зайчишка, то есть я избирателей поштучно собираю. И действительно, каждый избиратель для нас -- драгоценность, и потерять его -- это трагедия. Мы еще много теряем людей. В любой стране есть люди, которые никогда не голосуют. Вот в Бельгии, например, голосование обязательное, но все равно 8% не голосуют. Но у нас-то явка 70%, значит, у нас 30% не проголосовало. Минус те пусть 10%, которые не голосуют никогда, -- значит, у меня еще есть резерв около 20%. Страна огромная, население мобильное. Открепительное удостоверение -- это не универсальный инструмент. Отсюда такой интерес к электронным формам голосования, причем с использованием коммуникативных сетей.
-- Интернета?
-- В наших экспериментах выделяют слово «Интернет» просто потому, что Интернет популярен. Но тут важнее всего методы дистанционного голосования. И неважно, что именно используют там -- Интернет, ГАС «Выборы», спутниковую связь, просто мобильную связь. Главное, чтобы человек мог проголосовать дистанционно, а мы были уверены, что это именно тот избиратель, который имеет право голоса. Поэтому, например, так важен эксперимент в Нижневартовске. Там использовалась социальная карта, а это прототип электронного паспорта. Значит, я могу с его помощью проидентифицировать себя и проголосовать в любой точке, где есть терминал. Тут нам ничего особого не надо придумывать. Надо просто одну программу добавить в терминал. Там уже есть набор, скажем, банковских операций, есть терминал платежей за телефоны, есть проверки социальных поступлений, пособий за детей, ипотека. Мы добавляем одну подпрограмму -- электронный опрос. И человек, живущий и имеющий право голосовать в Нижневартовске, оказавшийся в командировке в Ханты-Мансийске, подошел к терминалу социальному, вставил свою социальную карту и проголосовал на выборах мэра Нижневартовска. И, кроме него, никто этого не сделает, потому что ни один житель Ханты-Мансийска не имеет нижневартовской социальной карты. Теперь мы не теряем этого человека! И не нужно брать открепительного удостоверения, потому что у него есть свой электронный паспорт.
-- Насколько велик интерес самих избирателей к таким новым способам?
-- Я всегда очень осторожен до эксперимента и всегда занижаю наши ожидания. Прошлой осенью в Новомосковске я ожидал, что в электронном опросе примут участие 13% от всех, кто придет проголосовать на экспериментальные участки. Почему 13? Я «на оптимизм» прибавил 5% к лучшему результату голосования по Интернету, который был получен в Эстонии, -- 8 %. Итоги эксперимента превзошли все ожидания -- 12 октября в нашем опросе приняли участие 63% пришедших на выборы жителей четырех участков Новомосковска! 1 марта эти показатели выглядят еще интереснее: в нашем эксперименте в Урюпинском районе Волгоградской области -- 84%, в селе Каргасок Томской области -- 81%, в Вологде -- 77%, в Нижневартовске приняли участие 78% от пришедших голосовать, в ЗАТО город Радужный Владимирской области -- 37%. При этом, по результатам социологических исследований, во всех пяти регионах уровень доверия участников эксперимента к возможным новым формам голосования превышает 80%, примерно столько же респондентов одобряют перспективы применения таких форм при голосовании в труднодоступных и удаленных территориях.
-- Во время голосования были попытки взломать сервер ЦИК?
-- Да, но все они были отражены. Накануне выборов была смешная атака на наш сайт: хотели его переориентировать, чтобы по нашей ссылке люди выходили на какой-то другой сайт, -- отбили. Были единичные атаки, и была одна массовая атака во Владимирской области, когда пытались сорвать мобильную связь, но не удалось.
-- А что стало с хакерами, которым перед нынешними выборами сам ЦИК поручил взламывать систему для электронного голосования?
-- Их было 12 человек, систему не взломал полностью никто, но защиту мы по их рекомендации усилили. Пятеро получат поощрительные премии, материальные, но не денежные и, разумеется, анонимные.
|