|
|
N°36, 04 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Татьяна Голикова: Сейчас не хотелось бы никого расхолаживать
Сокращение бюджета, уже подготовленное правительством, затронет все министерства и ведомства. Но финансирование социальных программ останется на прежнем уровне, а возможно даже увеличится, если говорить об абсолютных цифрах. Как заявил на днях премьер-министр Владимир Путин, в частности, полностью сохранится финансирование нацпроекта «Здоровье». Во многом благодаря ему рождаемость в стране впервые за долгие годы реально пошла вверх. «В 2008 году родилось на 260 тыс. детей больше, чем тремя годами ранее, -- это самый высокий показатель начиная с 1992 года», -- отметил председатель правительства.
Минздравсоцразвития не планирует сворачивать и другие программы, несмотря на необходимость сокращать текущие расходы. О том, какие схемы оптимизации планируется применить для сохранения уровня социальной обеспеченности граждан в новых условиях, корреспонденту «Времени новостей» Галине ПАПЕРНОЙ рассказала министр здравоохранения и социального развития Татьяна ГОЛИКОВА.
-- Ваше ведомство неоднократно сообщало о том, что ни одна программа, объявленная ранее, не будет свернута. Как можно выполнить обязательства и все-таки удержаться в рамках бюджета-2009?
-- Разработан целый ряд мер, которые позволят эффективнее использовать средства, заложенные в бюджете. Можно говорить, что в ближайшие два-три года несколько замедлятся темпы прироста расходов на капитальное строительство, но далее по мере стабилизации и развития экономики мы компенсируем это.
Рационально оптимизировать расходы, выделив ключевые приоритеты для вложения бюджетных средств, помогут и статистические данные, которые мы надеемся получить после подведения итогов диспансеризации населения за 2008 год. Трудно переоценить их значение, учитывая, что в прошлом году впервые в истории постсоветской России нам удалось распространить диспансеризацию на все население России. До этого, в 2006 и 2007 годах, диспансеризация проводилась выборочно, только для работников бюджетной сферы, и делать какие-то серьезные организационные выводы тогда было некорректно.
Окончательные итоги мы подведем в конце марта, но уже сейчас можно сказать, что основной проблемой для России по-прежнему остаются онкологические заболевания и болезни сердечно-сосудистой системы. В некоторых регионах очень тревожные цифры также по туберкулезу. Это так называемые ключевые группы заболеваний -- именно по ним идет основной прирост. И работать с ними надо адресно.
К мерам по оптимизации относится и введение «Паспорта здоровья». Сейчас мы думаем, как распространить этот опыт на всю страну, уже успешно работающий в нескольких регионах. Это крайне полезный документ, где должны фиксироваться все обследования, которые проходит человек, а также делаться отметки о прививках и аллергических реакциях. В отличие от медицинской карты этот документ принадлежит не лечебному учреждению, а пациенту и хранится у него дома.
Очевидно, что в более отдаленной перспективе расходы на здравоохранение вновь будут увеличиваться. Но механизмы оптимизации расходов, которые сейчас формируются, будут востребованы всегда.
-- Уже можно сказать, что даст «Паспорт здоровья» с экономической точки зрения?
-- Безусловно, эффект можно просчитать. Дело в том, что такой документ в первую очередь даст возможность раннего выявления заболеваний. Как известно, выявленная на ранних стадиях, например, злокачественная патология может быть вылечена полностью, и терапия обойдется сравнительно недорого. На поздних стадиях лечение в разы дороже, а эффект, к сожалению, несопоставимо мал.
-- Как идет работа над концепцией развития здравоохранения до 2020 года, подготовленной вашим ведомством и обнародованной в конце прошлого года? Существует ли финансовое обоснование данного документа?
-- Все расчеты, представленные Минздравсоцразвития в рабочем документе, полностью соответствуют цифровым параметрам, которые Министерство экономического развития заложило в свой документ -- «Основные направления социально-экономического развития до 2020 года», с точностью до десятой доли ВВП. Оба эти документа берут за основу летний прогноз, по которому считался бюджет на 2009--2011 годы.
Сейчас окончательных расчетов по концепции до 2020 года не существует -- слишком много изменений в финансово-экономической сфере произошло в последние месяцы. Но есть так называемый тренд -- тенденция, математически просчитанная и выстроенная. Он позволяет достаточно корректно прогнозировать расходы. Хочется отметить, что наши изначальные расчеты базировались на благоприятном отчете за 2007 год и столь же благоприятном прогнозе, поэтому сейчас мы вынуждены уточнять объемы расходов по основным направлениям совершенствования системы здравоохранения, заложенные в концепции.
Сейчас готовы расчеты только на 2009 год. В настоящее время мы совместно с Федеральным фондом ОМС провели обсуждения с представителями региональных органов управления здравоохранением и территориальных фондов обязательного медицинского страхования для того, чтобы согласовать с ними исходную финансовую базу и прогнозные оценки на 2009 год.
-- Есть ли изменения в содержательной части концепции?
-- Идет текстовая доработка самого документа с учетом тех предложений, которые прозвучали в ходе парламентских слушаний, обсуждений в Общественной палате и на уровне субъектов Российской Федерации. Мы учли все мнения, но справедливости ради стоит сказать, что большинство из них сводилось к разъяснениям или уточнениям уже имеющихся в документе норм. Принципиальных изменений практически никто не предложил.
-- Не секрет, что финансовые сложности ударили в первую очередь по строительному сектору. Определена ли судьба высокотехнологичных медицинских центров? Существуют ли новые графики окончания строительства?
-- Высокотехнологичные центры по-прежнему строятся, независимо ни от чего. Хотя сроки строительства и здесь растягиваются. Как именно -- сказать пока сложно. Все будет зависеть от финансового обеспечения, размер которого мы обсуждаем сейчас с Минфином. Позиция Минздравсоцразвития состоит в необходимости концентрации финансирования на завершении любого начатого объекта, в какой бы из территорий Российской Федерации он ни располагался.
-- Программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), которую теперь чаще называют программой обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), вводилась в 2005 году как временная мера. Но срок ее завершения и замены более совершенной и сбалансированной системой лекарственного обеспечения так и не установлен, несмотря на множество проблем. Какой выход из данной ситуации видит Минздравсоцразвития?
-- Существует принципиальное решение о завершении работы этой программы. Но если раньше мы хотели сделать переход к новой системе в один этап, то теперь мы задумываемся о переходном периоде. Дело в том, что реализация концепции государственного лекарственного обеспечения, которая сейчас дорабатывается министерством, упирается в финансовую неопределенность. И пока ситуация не прояснится, вводить ее мы не будем.
Промежуточной мерой может стать модернизация социального пакета, которая позволит разделить его на несколько частей. В том числе выделить лекарственный сегмент, чтобы по нему было проще работать. Такая идея появилась во многом благодаря тому, что регионы сейчас обращаются в министерство с предложениями делегировать им полномочия по санаторно-курортному лечению, которое является составной частью соцпакета. Мы это приветствуем.
По сути, речь идет о новом законе, предполагающем передачу такого права с соответствующим финансовым обеспечением, но на новых условиях. Сейчас, выбирая соцпакет, льготники имеют право на санаторно-курортное лечение, но, поскольку средства ограничены, получают путевки далеко не все желающие. Чтобы восстановить справедливость, на мой взгляд, необходимо выработать четкие критерии нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Критерии мы не будем определять без согласования с общественными организациями инвалидов, такая договоренность у нас есть. И очень разумные предложения они нам уже дали, мы их обсуждаем.
-- Когда можно ждать появления нового закона?
-- Все зависит от финансовых возможностей. Хотя реализация нового закона требует значительно меньше денег, чем может потребовать концепция государственного лекарственного обеспечения. Если достаточного финансового обеспечения не будет, то с 2010 года мы будем, исходя из желания субъектов РФ, делегировать полномочия отдельным регионам.
-- С прошлого года такая же схема действует по лекарственному обеспечению -- полномочия перешли от федерального центра к регионам. Результаты удовлетворяют?
-- Да, по той же схеме сейчас мы выделяем деньги на лекарственное обеспечение. При этом ориентируемся на количество льготников в программе и потребление на одного человека, которое было зафиксировано в ДЛО 2005 -- первой половины 2006 года, считающиеся самыми лучшими по степени обеспеченности годами. В расчетах мы выделяем те затраты, которые направлялись на дорогостоящие препараты, теперь выделенные в отдельный федеральный сегмент семи нозологий.
Когда мне говорят, что денег в итоге не хватает, то здесь, как правило, причины не в объемах финансового обеспечения. Не все органы управления здравоохранением в регионах правильно работают со своими лечебными учреждениями с точки зрения определения ассортимента требуемых препаратов, необходимых для обеспечения льготников. По итогам 2008 года мы уже видим, что есть много регионов с большими нереализованными запасами лекарственных средств на складах, а есть территории, где по состоянию на 1 января 2009 года на счетах остались неизрасходованные денежные средства. Учитывая, что 2008 год был первым после длительного перерыва, когда регионам вернули полномочия по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами, их затруднения можно понять -- региональным органам власти пришлось заново выстраивать систему. Но в 2009 году мы их работу будем оценивать уже намного строже, так как теперь у них есть не только полномочия, но и полномасштабное финансирование. Они должны не просто закупать, а очень четко просчитывать, сколько и какой именно ассортимент необходим пациентам. Только так в нынешних условиях программу можно выполнить.
-- Но если денег опять будет не хватать, регионы могут рассчитывать на дополнительное финансирование?
-- Сейчас не хотелось бы никого расхолаживать. Но на правительственном часе в Государственной думе мы обсуждали с депутатами возможность выделения дополнительных средств, если это потребуется. В первую очередь для оптимизации расходов необходимо, где это возможно, проводить последовательную политику импортозамещения российскими препаратами. Тем более что в ряде случаев это возможно без потери качества. Сейчас с Минпромторгом прорабатываются позиции, по которым замену можно провести в ближайшее время. Думаю, что уже во втором полугодии пусть небольшой, но крен в сторону российских препаратов в программе станет заметен.
-- Чем больше на рынке будет российских недорогих препаратов, тем чаще они будут оказываться в госпрограммах. Но нет ли опасности снижения качества лекарств? Может быть, лучше вернуться от нынешних аукционов к закупкам на основе конкурсов, где цена -- это не единственный критерий, по которому осуществляется выбор?
-- Закупая препараты по семи нозологиям на федеральном уровне, мы не ощущаем никаких сложностей. И видим реальную экономию: за первое полугодие она составила более 170 млн руб. В январе мы вообще пошли на значительный риск, когда по трем брендовым препаратам, не имеющим замены, снизили закупочные цены на 15% против тех, по которым закупали на первое полугодие 2009 года. И закупили! Теперь сэкономленные деньги пойдут на второе полугодие и смягчат эффект от девальвации рубля.
|