|
|
N°36, 04 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Команда для смены курса
Северной Кореей займутся американские профессионалы
Миновал первый месяц президентства Барака Обамы, и политологи уже пытаются оценить перемены во внешней политике США. Во время предвыборной кампании Обама активно критиковал политику Джорджа Буша в Азии и заявлял о готовности встретиться с северокорейским лидером Ким Чен Иром, если это поможет урегулировать проблемы. Однако сторонники Буша пытаются доказать, что на корейском направлении не может быть существенных изменений и что Пхеньян будет продолжать антиамериканскую политику
Представители прежней республиканской администрации и связанные с ней эксперты предсказывают ухудшение американо-северокорейских отношений и, как обычно, скорый крах режима в Северной Корее. Специалист по корейским вопросам Бальбина Хван заявила в середине февраля, что Северная Корея, вероятнее всего, отвернется от своей соседки Южной Кореи на время правления администрации Обамы подобно тому, как это было при президенте Билле Клинтоне. Специалист по Корее Николас Эберштадт, уже лет двадцать предсказывающий неминуемый коллапс северокорейской власти, призвал новую администрацию готовиться к «неприятным сюрпризам» со стороны Пхеньяна, включая большой поток беженцев, военные действия и распространение ядерного оружия.
В направленном в американский конгресс докладе Джея Лефковица, которого еще при Буше назначили спецпредставителем США по правам человека в КНДР, утверждается, что Северная Корея вступила в последнюю стадию «коммунистической эры» и может возникнуть такая ситуация, когда руководство страны потеряет контроль над всеми аспектами жизни народа. Нью-йоркское издание журнала «Форин полиси» предполагает, что северокорейская политика Обамы будет следовать курсу прежней администрации.
На деле прагматизм Обамы может означать, что США будут думать не столько о ликвидации северокорейской «тирании», сколько о ядерной программе Пхеньяна, создающей для них угрозу. Вероятность удара по США единственной ядерной боеголовкой из арсенала КНДР равна нулю. Однако если США не удастся добиться ядерного разоружения КНДР, то это продемонстрирует их слабость как мирового гегемона и даст зеленый свет расширению мирового ядерного клуба -- а это существенно ослабит выгодный США миропорядок.
В подходах США к Северной Корее доминируют идеологические интересы, связанные с инерцией борьбы с коммунизмом или стремлением поставить точку в корейской войне, которую американцы не смогли выиграть в 1950-е годы. Практический смысл могут иметь разве что попытки дестабилизации ситуации в КНДР ради создания на границах России и Китая очага проблем, отвлекающего силы и ресурсы потенциальных стратегических противников США, а заодно помогающего обосновать американское военное присутствие в регионе, которое на деле направлено против Москвы и Пекина. Если под давлением мирового финансового кризиса США будут вынуждены пойти на сближение с Россией и КНР, то мотивация для политико-пропагандистского нажима на Пхеньян может исчезнуть. В мире существует немало режимов, где ситуация с правами человека обстоит еще хуже, но США не выставляют их в качестве угрозы человечеству.
Во время борьбы с Бараком Обамой за выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии нынешний госсекретарь Хиллари Клинтон выступала с внешнеполитическими идеями, близкими к республиканским. Будет логичным предположить, что она продолжит следовать этой линии на посту главы американской дипломатии. На это указывают ее первые заявления в качестве госсекретаря: приоритетом на корейском направлении остается ядерное разоружение Северной Кореи, а способом решения этой проблемы -- шестисторонние переговоры. США готовы нормализовать отношения с КНДР и предоставить ей масштабную энергетическую и экономическую помощь лишь в обмен на прекращение ядерной программы. Клинтон также заявила, что Северной Корее не удастся построить новые отношения с США, если Пхеньян будет продолжать оскорблять Юг и отказываться от диалога с ним.
Однако бывшая первая леди и сенатор Хиллари Клинтон все же не является профессиональным дипломатом или экспертом по данному региону. Выступая «без бумажки», она порой проявляет недостаточную компетентность в корейских проблемах. Так, госсекретарь оказалась не в курсе того, что в КНДР нет ни вице-президента, ни президента, зато есть премьер-министр. Более того, она заявила о возможности кризиса власти в Северной Корее после ухода с политической арены болеющего Ким Чен Ира. А когда ее спросили, не спровоцируют ли эти замечания напряженность с Пхеньяном, она ответила: «Не думаю. Нужно читать прессу, в открытой прессе много разговоров на эту тему. Это не какая-то засекреченная информация, которую не положено обсуждать в широких кругах».
В феврале, во время поездки по Азии, Хиллари Клинтон заявила: «Потенциальные преемники Ким Чен Ира находятся в погоне за положением и властью... Напряжение все растет, поскольку, если будет передача власти по наследству и даже если это будет мирная передача власти, это создает больше неопределенности». Но эти темы болезненны для Пхеньяна, их выпячивание является гарантированным способом испортить отношения. Один западный журналист-кореевед заметил в своем блоге, что, если Клинтон будет продолжать в том же духе, отношения между КНДР и США станут хуже, чем при Буше.
«Короля играет свита», и потому большее внимание стоит обратить на взгляды тех людей, которые будут давать госсекретарю советы и формировать политику США в регионе. Известно, что помощником госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихого океана станет Курт Кэмпбелл, работавший в администрации Билла Клинтона заместителем помощника министра обороны по Азии и Тихому океану. Он был одним из ключевых советников Хиллари Клинтон по внешнеполитическим вопросам во время ее кампании за избрание кандидатом в президенты. Корейскими вопросами Кэмпбелл специально не занимался, но, судя по его выступлениям, он человек разумный, разбирающийся в механизмах власти и способный к самоиронии. Из его публикаций следует, что он был противником войны в Ираке, поддерживает дипломатическое взаимодействие с Китаем и выступает против излишних заигрываний с Тайванем.
Непосредственное руководство делегацией США на шестисторонних переговорах будет осуществлять Сон Ким, подключенный к ним в качестве посла по особым поручениям в июле 2008 года -- при главе делегации Кристофере Хилле, являвшимся также заместителем госсекретаря. Ранее Сон Ким в течение двух лет возглавлял корейский отдел госдепа, занимался переговорами с Пхеньяном и входил в делегацию, наблюдавшую за выведением из строя ядерных объектов в северокорейском Енбене.
На ступеньку выше в госдеповской иерархии стоит ветеран американской дипломатии Стивен Босуорт (кстати, вчера прибывший в Пекин для обсуждения северокорейской проблемы). В качестве спецпосланника он будет координировать действия всех правительственных ведомств, курировать все вопросы, связанные с политикой США в отношении КНДР, отчитываться напрямую перед президентом и госсекретарем, что ставит его даже главнее Кэмпбелла. В 1997--2000 годах Босуорт был послом США в Южной Корее, а ранее -- исполнительным директором Организации по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО). В 1990-е годы эта организация начинала строить в КНДР два ядерных реактора на легкой воде в соответствии с договоренностями администрации Билла Клинтона с Ким Чен Иром. В последнее время Босуорт занимал пост декана факультета права и дипломатии в Университете Тафтса в Массачусетсе
Пока не объявлено, кто займет пост директора азиатского департамента во влиятельном совете национальной безопасности США. Наиболее вероятная кандидатура -- китаевед Джеффри Бадер, проработавший много лет в Белом Доме, госдепе и выступающий за сотрудничество с Пекином.
Пока особо себя не проявил Курт Тонг, сменивший Сон Кима на посту начальника корейского отдела госдепа и считающийся учеником Збигнева Бжезинского. Впрочем, в нынешних условиях его пост оказывается менее влиятельным по сравнению с должностями, занимаемыми Кэмпбеллом, Бадером или Босуортом. Очевидно, что среди подчиненных Хиллари Клинтон хватает людей, способных предложить вариант существенного изменения американской политики в Восточной Азии.
Одним из возможных сценариев может стать попытка нынешней администрации США повторить попытку сближения с Пхеньяном, предпринятую в 2000 году в последние месяцы правления Билла Клинтона. Если Ким Чен Ир также повторит тогдашнюю попытку улучшить свой международный имидж, отказавшись от антиамериканской риторики, США смогут ответить окончательным исключением КНДР из своих черных списков и обеспечить ей минимально сносное существование, что позволит Пхеньяну не выбивать из международного сообщества гуманитарную помощь посредством "резких движений". В развитие этой тенденции можно ожидать установления дипломатических отношений между двумя странами.
Если экономический кризис подтолкнет США к налаживанию тесных партнерских отношений с Китаем, то Северная Корея с молчаливого согласия США может перейти в китайскую сферу ответственности. В целом зависимость США от мирового сообщества в условиях кризиса возросла, что может побудить их к более конструктивному поведению на шестисторонних переговорах и компромиссному решению ядерной проблемы КНДР.
Хотя сближению Вашингтона и Пхеньяна по-прежнему мешают низкий уровень взаимного доверия, давление идеологических догм с обеих сторон, инертность политической системы США и американского общественного мнения. Тем временем северокорейские СМИ сбавили накал критики в адрес Америки. Обе стороны пытаются выяснить, можно ли изменить курс. Не случайно в Пхеньян зачастили американские делегации -- формально неправительственные, но состоящие из лиц, имеющих высокий статус и близких к правительственным кругам.
Константин АСМОЛОВ, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН