Время новостей
     N°36, 04 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2009
Плюс, плюс и еще раз плюс
В Москве начинается фестиваль «Золотая маска»
Театральный фест, в этом году отмечающий свой юбилей, состоится, несмотря на общие проблемы в экономике, и генеральный директор «Маски» Мария Ревякина на пресс-конференции специально благодарила спонсоров, не бросивших фестиваль в трудный час (особенно добрых слов удостоились Сбербанк и «Евроцемент групп»). Конкурсная программа вообще не пострадала: в Москву приедут все 48 спектаклей из 16 городов страны. Сократилась программа внеконкурсная -- особенно сэкономили на визитах в Россию латышские и литовские театры, но все же и в этой программе 25 спектаклей.

Как всегда, наибольшая конкуренция в драме -- десять спектаклей «большой формы», шесть «малой формы», за их постановку выдвинуты 14 режиссеров, а в частных номинациях -- восемь актрис и 11 актеров. Среди номинантов, как всегда, и знаменитости двух столиц -- Кама Гинкас, Лев Додин, Сергей Женовач, Кристиан Люпа, Валерий Фокин, Петр Фоменко, Темур Чхеидзе, и творцы провинциальных событий, до сих пор в Москве не прогремевшие (недавний выпускник ГИТИСа Олег Юмов, поставивший в Улан-Удэ «Максар. Степь в крови»). То же и в частных номинациях, но там глыбами над общим ландшафтом возвышаются Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили (в «Дядюшкином сне», БДТ).

В балете за звание лучшего спектакля сезона будут соревноваться семь постановок, которые лучше было бы разнести по разным номинациям, потому что сейчас в одном конкурсе и авторские работы, и просто воспроизведенные заново старые спектакли. Так пермский «Корсар» и новосибирская «Баядерка», поставленные без каких-либо новшеств, соседствуют с сочиненным Алексеем Ратманским «Пламенем Парижа» и уникальным проектом «Диана Вишнева. Красота в движении», для которого сочинили новые балеты три хореографа.

Столько же -- семь постановок -- в оперном конкурсе, причем среди них есть названия редкие и причудливые. Пермский «Орфей» Монтеверди соревнуется с якутским «Александром Македонским» Владимира Кобекина, а также с «Очарованным странником» Щедрина и «Братьями Карамазовыми» Смелкова. Добавим сюда «Человеческий голос» Пуленка -- и ни «Майская ночь», ни «Золушка» не смогут сделать этот набор тривиальным. В итоге в композиторском соревновании появилась напряженная интрига, как, впрочем, и в конкурсе дирижеров, где участвует Михаил Плетнев -- музыкальный руководитель «Пиковой дамы» Большого театра, в других номинациях не представленной.

Президент фестиваля Георгий Тараторкин сказал на пресс-конференции: «Новее прожитого сезона, содержания этого сезона ничего быть не может. Но каждый год возникают новые проекты...» Уже традиционным стал грандиозный проект под названием «Легендарные спектакли ХХ века», который в этом году представит несколько балетных шедевров (гастроль первой балерины мира Сильви Гиллем со спектаклем Push, показы спектаклей Иржи Килиана и Уильяма Форсайта). А новшеством этого года стала серия внеконкурсных программ «Маска плюс».

Первую программу из «Маски плюс» составляют «российские спектакли, рекомендованные экспертным советом сезона 2007/08», то есть те постановки, что рассматривались экспертами и даже были сочтены любопытными, но все же до того, чтобы быть номинированными на премию, не дотянули. Из этого можно предположить, что шедевров там нет, но, возможно, есть отличные актеры или любопытные режиссерские повороты в не до конца удавшихся спектаклях. Во всяком случае в этой программе стоит немало известных имен, не раз номинированных на «Маску»: Коляда со своим очередным екатеринбургским Шекспиром -- «Король Лир», Песегов с тяжеловесным двухчастным советским эпосом «Черный тополь» из Минусинска, легкий бунинский спектакль «Семь невозвратных потерь» новых студентов Женовача, а одно из представлений -- «Паника. Мужчины на грани нервного срыва» питерского Белого театра в постановке Александра Баргмана -- уже приезжало в Москву на «Новую драму».

Во второй программе «Маски плюс» -- «Спектакли -- лауреаты и номинанты «Золотой маски» прошлых лет» -- покажут три постановки с питерским корнем. Два спектакля Льва Эренбурга: «На дне» из его собственного «Небольшого драматического театра» и магнитогорскую «Грозу», взявшую главную «Маску» в прошлом году. И еще одного лауреата 2008-го -- стильную восточную сказку «Волшебное перышко» кукольного театра им. Деммени.

Третья, и самая многообещающая программа, -- «Спектакли из стран Балтии». Тут хэдлайнер, конечно, Алвис Херманис со спектаклем «Латышская любовь», который дважды покажут в конце марта. Это обаятельнейшее произведение, состоящее из пятнадцати смешных и трогательных микросюжетов, каждый из которых отталкивается от газетных объявлений о знакомствах, а сам текст сочинен актерами. Кроме того, в этой программе покажут лихо придуманный и энергичный эстонский спектакль о национально-демографических проблемах «ГЭП (Горячие эстонские парни)» молодого режиссера Тийта Оясоо. И «Игроки» таллинского театра кукол, которым теперь руководит Евгений Ибрагимов, не раз номинированный на «Маску» с прежними абаканскими постановками. Кроме того, из Эстонии привезут два одноактных модерн-балета -- «Гамлет» и «Оборотень», а из Литвы -- «Мадригальные оперы» Монтеверди в постановке весьма известного Гинтараса Варнаса.

Ну и последняя, самая загадочная программа -- «Спектакли из стран СНГ». Собрать эту программу стоило немалых трудов -- у наших соседей дела с театром обстоят, прямо скажем, не блестяще. Но в результате картина получилась весьма показательной и в целом не стыдной, а несколько спектаклей даже очень стоит посмотреть.

Уже 10 марта можно будет увидеть «Болеро» и «Дождь» киевского «Модерн-балета» в постановке Раду Поклитару, известного нам, в частности, по хореографии «Ромео и Джульетты» в Большом. Тогда же сыграют и казахскую экзотическую кукольную сказку «Кто заплетает гривы лошадям». Дальше в программе два спектакля алма-атинского театра «АРТиШОК» -- «Гагарин» и «Клоуны». Этот маленький театр с тремя смешными актрисами-клоунессами мы уже видели несколько лет назад на фестивале «NET», тогда они привозили чудесный ностальгический спектакль про советское детство Back in USSR. Нынешние два спектакля, пожалуй, послабее, но клоунады хватает и в них. Далее в афише стоит минская «Земляничная поляна» в постановке москвича Аркадия Каца, ценная возможностью увидеть одного из актерского клана Янковских -- Ростислава. За ней Ophelia's Shadow Theatre из Еревана -- визуальный театр, где играют подростки, и кукольная «Луна Сальери» из Бреста, где не раз номинировавшийся на «Маску» питерский режиссер Руслан Кудашев поставил пушкинскую пьесу, как воспоминания старого Сальери.

Ну и, наконец, три главных хита этой программы. Во-первых, крайне эффектная и стильная узбекская «Медея» ташкентской студии «Старая мечеть». Спектакль, где все роли играют очень красивые, бритые наголо мужчины, выразительно построен на пластике, свете и необычно звучащих голосах. В представлении, построенном на множестве текстов о Медее (от Еврипида до Разумовской), режиссер Овлякули Ходжакули (Овлиягули Ходжагули) соединяет западные театральные традиции с востоком и язычеством, -- зрелище получается захватывающее. Ну а во-вторых, приедут два из последних спектаклей убитого Марка Вайля из его ташкентского театра «Ильхом». «Радение с гранатом», может быть, как спектакль менее удачен, но зато работает с очень интересным и малоизвестным экзотическим материалом. В нем рассказывается о предреволюционных и первых советских годах в Узбекистане, о жизни русского художника и военных среди андрогинных мальчиков с косами, танцующих в чайханах, и о разнообразных, связанных с ними гомосексуальных и социальных проблемах. А эсхиловская «Орестея» -- спектакль, поставленный целиком в нынешней европейской традиции, в современных костюмах, с большим участием видео и перенесением древнего сюжета в сегодняшнюю среду тотального телевидения и нескончаемых войн. Эти представления можно будет увидеть в конце апреля, когда основная программа «Маски» уже давно закончится, и новые победители будут известны.

Юлия БЕДЕРОВА, Дина ГОДЕР, Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр