Время новостей
     N°36, 04 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.03.2009
Голос Хпюка
Северный Кавказ опять показал «особую электоральную культуру»
При всей сложности современной обстановки на Кавказе после каждых больших выборов на российской горной окраине обычно выявляется регион, в котором прошедшее голосование больше, чем где-либо по соседству, напоминало экранные нелепости гайдаевского фильма про горные приключения Шурика. «Кавказская пленница» определилась, кажется, и на этот раз. На третий день после выборов все еще нет окончательных официальных итогов голосования в Карачаево-Черкесии, где 1 марта был избран новый региональный парламент, а также муниципальные собрания большинства районов.

Пока есть только общие данные, согласно которым явка избирателей оказалась несколько ниже аналогичных показателей на выборах Государственной думы в декабре 2007 года. Но «Единая Россия» тем не менее получила около 80%. Вместе с партией власти в карачаево-черкесский парламент прошли, по предварительным данным, коммунисты и «Патриоты России». А вот традиционные для большей части страны парламентские партии «Справедливая Россия» и ЛДПР Владимира Жириновского не преодолели 7-процентного барьера, в результате чего г-н Жириновский на днях уже потребовал роспуска Центризбиркома.

В сущности, КЧР избрала 1 марта парламент, который должен будет сотрудничать с новым президентом Борисом Эбзеевым, утвержденным в должности в августе 2008 года в связи с истечением полномочий его предшественника Мустафы Батдыева. Политический раскол внутри парламента прежнего созыва, избранного в 2004 году, был одной из причин, приведших к затяжному коллапсу системы государственной власти в республике. Новому президенту еще долго придется иметь дело с последствиями этого коллапса, и ему отнюдь не помешал бы парламент, который был бы более работоспособным и не вызывал бы вопросов по поводу своей легитимности. К сожалению, уже очевидно, что такие вопросы неизбежны.

Первые результаты «ЕР» в Карачаево-Черкесии были отнюдь не такими оптимистичными. Даже 2 марта на совещании в Центризбиркоме представители республики предъявили не самые респектабельные 69%. Половина парламента Карачаево-Черкесии до сих пор избирается по одномандатным округам, а как раз по ним, похоже, уже подведены итоги, близкие к окончательным. Во всяком случае, пресс-служба парламента сообщила об избрании 11 одномандатников-самовыдвиженцев, 18 единороссов, трех «эсеров» и одного коммуниста. «Медведям» досталась лишь половина одномандатных мест, и существенной коррекции этой цифры (с учетом всего трех «вакантных» кресел) ждать не приходится -- конечно, пока парламент не начал работать и независимые депутаты не потянулись в сторону главной фракции. Это значит, что рост успеха единороссов можно объяснить только подозрительной динамикой избирательских симпатий в течение дня голосования.

Вопросы возникли, напомним, даже у председателя Центризбиркома России Владимира Чурова, который прямо спросил у своих коллег из региона, чем были вызваны задержки с передачей данных -- к примеру, общее число проголосовавших граждан в ночь подсчета голосов так и осталось неизвестным Москве. Г-н Чуров получил почти хрестоматийный ответ: республика горная, и некоторые водители, оказывается, поторопились с переходом на летнюю резину, поэтому данные из районов не удалось сразу передать в Черкесск. А на одном из участков председатель комиссии «заболел и уехал домой, не дождавшись окончания подсчета голосов».

О проблемах со здоровьем и летней резиной ЦИК рассказал сам председатель республиканского избиркома Мехти Байтоков. Кроме него странности в ходе голосования заметили партийные наблюдатели. Они видели, к примеру, как в Ногайском районе к участкам подъезжали автобусы с избирателями, что запрещено. А на одном из участков в Усть-Джегутинском районе председатель комиссии, по словам очевидцев, сначала осуществил якобы вброс бюллетеней, а потом был выведен из помещения и увезен домой, поскольку находился в нетрезвом состоянии.

Шутки шутками, а КПРФ уже обратилась в Центризбирком и Генпрокуратуру с жалобой на действия тех комиссий в КЧР, которые незаконно выдворяли наблюдателей. Если учесть, что в КЧР есть кому оппонировать новому президенту, можно считать практически гарантированными и другие вопросы к процедуре голосования 1 марта. Сделать так, чтобы выборы прошли без претензий, республиканские власти не сумели -- и теперь сохранность их авторитета зависит от того, насколько честно они смогут ответить на возникающие вопросы.

В соседней Кабардино-Балкарии к официальным результатам нет, кажется, никаких официальных вопросов. Число мандатов в полном соответствии с духом времени, требующего затянуть пояса, сокращено со 110 до 72, все (впервые) избраны по партийным спискам, все четыре думские партии («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) прошли в парламент, причем у «Единой России» 72% голосов. Но недовольные голоса, скорее всего, вот-вот раздадутся и здесь. Всего за несколько недель до выборов депутат Госдумы от кабардино-балкарской «Единой России» Михаил Залиханов собрал подписи нескольких десятков своих коллег по палате под обращением в Генпрокуратуру и Минюст в связи с нарушением прав балкарского народа. Часть балкарцев полагает, что начатая в 2003 году муниципальная реформа урезала земельные угодья балкарского меньшинства в пользу кабардинцев, которые являются первой по численности этнической общиной этой «двусоставной республики» и доминируют во всех властных институтах.

Лояльная по отношению к президенту Арсену Канокову (кабардинцу по происхождению) общественность КБР немедленно обратилась к спикеру Думы и лидеру фракции «ЕР» Борису Грызлову с просьбой исключить г-на Залиханова из партии. Поскольку тот провоцирует межнациональные проблемы и чуть ли не пытается создать из Балкарии провинцию пантюркистского государства «Великий Туран» -- из личной неприязни, то есть в основном для того, чтобы создать ложное впечатление, будто бы президент Каноков не справляется с «национальной политикой». Обращение же г-на Залиханова оказалось-де написано прямо перед выборами, чтобы по возможности сорвать или как минимум дискредитировать это торжество северокавказской демократии.

Теперь оппозиционные балкарцы наверняка поставят под сомнения образцовую электоральную арифметику Нальчика, но сделать это им будет непросто именно в силу ее образцовости. Пока анонимные критики власти в КБР сожалеют лишь, что в секвестированный парламент не прошли представители «творческой и научной интеллигенции», для которых по прежнему закону в советском патриархальном духе специально квотировались места.

Дагестан же, который по криминальным сводкам и новостям о политических скандалах в последние недели вступил в сомнительную конкуренцию с Чечней и Ингушетией, электоральных сюрпризов, на удивление, не преподнес. В Кулинском районе Дагестана выборы выиграл действующий глава Саид Сулейманов -- его главный конкурент, начальник отдела авиационной безопасности компании «Авиалинии Дагестана» Осман Курбанов «пролетел», набрав на 10% меньше и теперь собирается обжаловать зафиксированные его наблюдателями факты нарушений и вбросов. Место главы Кулинского района традиционно лакское, и видные лакцы приезжали в район просить лакца Курбанова снять кандидатуру в пользу лакца Сулейманова, потому что какой смысл Махачкале выстраивать заново сотрудничество с новым главой района, когда оно уже давно выстроено со старым. Г-н Курбанов отказался: по его словам, об этом его просили тысячи простых лакцев. Но правда, как и следовало ожидать, осталась на стороне действующего главы, и на большинство возмущенных вопросов проигравшего кандидата дагестанский избирком уже дал приличествующие случаю внятные ответы.

В аварском Цунтинском районе на 15 марта намечен второй тур, в который также вышли действующий глава района и его самый сильный соперник из районной же администрации. В даргинском селе Хаджалмахи, в котором выборы главы сорвались прошлой осенью из-за протестов местных жителей, также пройдет второй тур, в котором сойдутся победители первого: временно неработающий Абумуслим Нурмагомедов и бывший главврач республиканской больницы Шайху Магомедов. А в дагестанском селе Хпюк с первого раза и без каких-либо проблем избран новый глава.

В целом день выборов 1 марта прошел на Кавказе спокойнее, чем мог бы. Возможно, дело в том, что на этот раз электоральная машина «объехала» самые горячие регионы -- Чечню и Ингушетию. Правда, эти республики обычно как раз проявляют необыкновенно высокую избирательскую дисциплину: явка и процент партии власти колеблются там традиционно в районе 100%. Чечне и Ингушетии предстоит выбрать этой осенью органы местного самоуправления, которых там до сих пор нет. Это действительно серьезная политическая процедура, важная в конченом счете для самого присутствия России на Северном Кавказе. И можно только надеяться, что ее итоги будут приняты властями в виде, максимально приближенном к реальности, а не к идеальной разнарядке из Москвы или из Грозного с Магасом.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Выборы в России