|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Эффект Кашпировского»
Понравилось. Событие февраля -- фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» (соведущий Константин Гольденцвайг) -- событие знаковое. Эстетически оформлено и даже сформулировано в информационном сюжете, предваряющем показ, понятие «докудрама» на российском телевидении. Алексей Пивоваров, восприемник метода НТВ 90-х и «школы Парфенова», сохранив воспоминание об интонации, перестал быть копией старых мастеров и обрел собственный почерк (угадывался в цикле «Авиаторы»). Сдержанный, даже нарочито отстраненный, когда реконструкция не довлеет над документальностью, клиповость исторических деталей не упрощает историю, а сухой набор цифр, цитат и фактов рождает пронзительное ощущение народной и личной трагедии. Общечеловеческое и гуманное кино. По-прежнему хороши «Репортерские истории» и «Неделя» (РЕН ТВ) -- профессия здесь торжествует. «Линия жизни» (Спиваков, Рост) на канале «Культура», «Временно доступен» (Венедиктов, Валуев) на ТВЦ по-разному, но достигают того уровня искренности, когда «говорящие головы» -- захватывающее зрелище. Церемония «Оскара»: на фоне наших телевизионных («ТЭФИ») и кинематографических (борьба за союз) распадов и склок с завистью смотришь на блистательную и доброжелательную голливудскую публику, пусть даже с показной демонстрацией уважения друг к другу, профессионального почтения к заслугам, радости за ближнего и живых эмоций. Интронизация патриарха стала еще одним телевизионным ритуалом современной России и в этом смысле еще очевиднее обозначила роль церкви в отсутствие сколько-нибудь значимых общих ценностей и неспособности светской власти их сформулировать. Патриарх Кирилл вполне знаковое духовное и одновременно медийное лицо.
Не понравилось. На экране нет разумного, без истерик, разговора со страной в кризисе: Леонтьев напротив Грефа сразу создает ощущение балагана. Пока еще на экране нет информационного спецназа типа Доренко, а плохого ведущего Минаева («Честный понедельник») вряд ли можно считать антикризисным проектом, хотя гламур явно приспосабливают к политике. Дмитрий Медведев начал общаться со зрителями как с паствой, хотя итоговые программы -- это не «слово пастыря». Смущает, как после отставки всего-то четверки губернаторов на федеральных каналах прокатилась волна репортажей об «ужасах наших городков» (сгнившие фермы, разоренные хозяйства, коррупция, покосившиеся дома-гнилушки, в которых доживают век Герои России и учителя -- получатели президентских грантов и пр.). Технология удобная: можно снимать губернаторов по парочке в квартал (отставленные в феврале вряд ли намного хуже остальных) -- на экране пошумят, расскажут о безобразиях, вот народу и полегчает. Смущает торжество «Плесени» и «Общего дела» (антиалкогольная компания на «Первом») -- единством авторского коллектива, масштабом промо, причастностью к этим экранным проектам околонаучных кругов вместе с православными активистами, борцами с закулисными правительствами и духовных врачевателей, утешающих и спасающих нацию с экрана в трудные времена. Испытанное антикризисное средство -- «эффект Кашпировского» -- видимо, не случайно достают из плесени и пыли времен.
Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»