|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотом на фоне позолоты
Телевидение расстаралось к 23 февраля, явив зрителям среди изобилия военно-патриотического кино и премьеры. «Первый канал» показал «Второе дыхание», а «Россия» -- «Мы из будущего». Первый про воевавших уже контрактников-десантников, которых как молодых солдат усиленно тренируют на полосе препятствий, а второй про группу молодых балбесов, волею сценаристов попадающих в 1942 год и совершающих там чудеса доблести. Отмечу, что ненаучно-фантастический экшн получился бы еще краше, не будь в главных женских ролях актрисы сериалов Екатерины Климовой, которая с одинаковым выражением лица (и с разными прическами) тонет в болоте, изображая военного психолога, и одновременно, на другом канале, ползает в короткой юбке по окопам, изображая медсестру.
Изображать, но не проживать -- характерная примета таких военно-исторических поделок, которые строятся по избитой схеме: непременная служба в разведке, обязательная любовь главного героя к санитарочке, нехороший особист, отважный отец-командир и т.д. и т.п.
И от каждой такой военно-исторической премьеры знаешь заранее чего ожидать. Ибо продюсеры любят жанр военных приключений и не любят снимать штучное кино о войне.
Вот четыре немолодых человека вспоминают фронтовое прошлое, спасают от гибели человека и сами попадают в милицию... Ходят по городу, разговаривают. Простенькое вроде бы кино (1970 года выпуска). Особенно на фоне пафосной киновойнушки, идущей по другим каналам, где каждую минуту пиф-паф -- пачками красочно убивают врагов грозовых ворот героических девятых рот.
Ан нет. Цепляет фильм «Белорусский вокзал» и не отпускает. Потому что в главных Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин. Не просто актеры, но самодостаточные люди, у каждого из которых за плечами большая и зачастую, как у воевавшего и вернувшегося с войны инвалидом Папанова, тяжелая жизнь.
В общем, "Белорусский вокзал" по-прежнему смотрится золотом на фоне сегодняшнего блеска позолоты телебоевиков к 23 февраля.
Отдельно отстоит и документальный фильм Алексея Пивоварова "Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова", показанный на НТВ, канале, который давно уже известен другими жанрами. Что само по себе заслуживает отдельной похвалы.
Проект -- мощный, продуманный, крепко сделанный, снимавшийся более года. В парфеновском стиле, с наглядными съемками с места событий, воспоминаниями ветеранов, реконструкцией некоторых эпизодов и четким, отстраненным рассказом соведущих: Алексея Пивоварова с российской стороны и Константина Гольденцвайга -- с немецкой. Несмотря на то что мне, давнему исследователю военной истории, фильм не показал ничего нового, широким слоям населения, которые о Ржевской битве мало что знают, пивоваровский фильм, безусловно, полезен. Как первая попытка рассказать о самой, пожалуй, страшной мясорубке второй мировой войны.
Сергей ВАРШАВЧИК, РИА Новости