|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Я убит подо Ржевом в ноль девятом году
На сей раз хотелось бы начать с хорошего, с работы Алексея Пивоварова и его соавторов -- «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова». Когда уже казалось, что наша телевизионная документалистика окончательно погрязла в юбилейно-похоронных и в гламурно-чернушных форматах и ни на что другое не способна, она выдала вдруг честное, глубокое расследование обстоятельств гибели миллионов советских граждан более шести десятков лет назад. Безукоризненное в профессиональном отношении, абсолютно корректное с этической точки зрения. Что не помешало определенной части общественности восстать против него. Последовали требования привлечь авторов к уголовной ответственности за умаление Победы. Вызвались охотники подвести законодательную базу под это дело. Они не услышали то, что услышал Твардовский, мольбы убитых подо Ржевом: «Нашим прахом по праву /Овладел чернозем. /Наша вечная слава -- / Невеселый резон».
Другой «невеселый резон» -- вечная слава Высоцкого. «Своя колея» на «Первом канале» напомнила советский «Голубой огонек». И что еще поражает на подобных «поминках», так это упорное желание участников перепеть его песни. Возможно, оно от непонимания того, что они по большей части для барда были кожей. То было шоу сдирания кожи с живого тела поэта. То был ритуал почитания, переходящего в глумление.
Теперь -- о веселых «резонах».
В первую очередь это документально-метафорический фильм «Плесень», из коего стало ясно, что мы в настоящий момент пребываем в состоянии бактериологической войны с невиданной доселе космической нечистью и с ее представителями на Земле -- опятами, мухоморами и прочими как съедобными, так и несъедобными грибами. Фильм нас просветил и обрадовал: плесенью мы питаемся и даже дышим, она у нас в крови. И нельзя поручиться, что мы сами не плесень. От нее завелся, кстати, мировой финансовый кризис. И т.д.
На этом так называемое «новое документальное кино» не остановилось. Оно еще поведало о мистической роли в истории человеческой цивилизации углеводородов («Углеводородный человек», телеканал «Россия»).
В фигуральном смысле и члены таинственной организации «Череп и кости», о которой нам стало известно от авторов документального фильма «Клан» («Первый канал»), тоже плесень. То есть что-то богопротивное, какая-то скверна на теле человечества, которая тем не менее плодотворно руководит значительной его частью (имеются в виду Штаты) на протяжении почти двухсот лет.
Достоевский как-то заметил: "Дайте русскому школьнику, ничего не знающему в астрономии, карту неба, и он на второй день принесет вам ее исправленной".
Наше телевидение все больше напоминает такого школьника.
Авторам документального фильма «Обвиняется Дарвин» дали теорию эволюции жизни на земле. Они тут же ее исправили. Получилась «теория инволюции».
Ежели суммировать всю «научно-популярную» информацию, предложенную ТВ для размышления, то «исправленная карта неба» будет такой. Некогда на планету Земля залетели высокоорганизованные существа, похожие на нас, но с удлиненными черепами. От них и пошел род человеческий. И именно тогда начался для него обратный отсчет времени -- и в физиологическом отношении, и в умственном.
Что же касается прочей органической жизни, всякой там фауны-флоры, то она завелась от сырости. То есть от плесени, которую, возможно, занесли на планету те же пришельцы с продолговатыми черепными коробками. Той самой плесени, о которой мы так много наслышаны благодаря фильму-сенсации «Плесень».
Как это ни смешно, но «теория инволюции» не лишена оснований. Само появление подобного сорта фильмов может быть истолковано как косвенное подтверждение ее.
Ни секунды не сомневаюсь в том, что руководители каналов знают научную цену откровениям документалистов. Поручиться можно, по крайней мере, за Константина Львовича Эрнста, биолога по образованию, ученого со степенью, защитившего в свое время диссертацию на тему «Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro».
Увы, невежество и мракобесие становится все более выгодно продаваемым товаром. Продаваемым не хуже, чем амурные и альковные тайных наших и зарубежных звезд шоу-бизнеса. Потому и штампуются такие документальные сенсации, как «Великая тайна воды», «Плесень», «Обвиняется Дарвин».
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»