|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выражаясь абстрактно
Новая программа старой галереи
Старая галерея Марата Гельмана на Малой Полянке, поименованная Guelman Projects, вновь открыта для посетителей.
Теперь в пандан к основной галерее на «Винзаводе». Каждую из площадок определяет направление выставочной программы. В ЦСИ на Курской она сосредоточена на презентации творчества известных российских художников. Guelman Projects на Малой Полянке, напротив, отведено направление «Дальний свет», связанное с представлением искусства, устремленного в будущее.
Евгения Кикодзе, куратор Guelman Projects, подготовила на текущий год масштабную программу «Черные работы», представляющую достижения российской абстрактной живописи. Работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Тольятти отобраны для подтверждения актуальности нефигуративного живописного полотна. При этом новаторским выступает не только формальный метод, положенный в основу произведения, но и непосредственная авторская работа, определяющая, по мнению организаторов, фигуру художника и постулирующая его персональную ответственность.
Удовольствие открыть новое выставочное пространство выпало Владимиру Логутову, молодому художнику из Самары. Экспозиция составлена из нескольких его произведений серии «Вертикали», выполненных маслом на холстах большого формата.
Работы, предельно сдержанные в цветовом отношении (преобладают монохромные и в одном, двух цветах: черное на белом, белое на белом, белое на бежевом и проч.), представляют собой потеки краски, возникшие при вращении картины художником. Визуальным элементом, объединяющим картины, выступает горизонтальная или ступенчатая линия у верхней границы холста, являющаяся своеобразной стартовой платформой для дальнейших манипуляций с краской. В некоторых случаях она дублируется линией снизу, которая словно замыкает пространство возможного движения. На центральной в экспозиции работе, выполненной белой краской по обнаженной поверхности холста, роль нижней границы играет образованная широкими размашистыми мазками плоскость.
Логутов, сосредоточившись на формализме, освободил свои работы от всякого содержания, от любой смысловой шелухи, мешающей чистой визуальности (на что дополнительно указывает отсутствие названий картин). Интерес к линии (вертикали) связывает картины художника с геометрической абстракцией, в пространстве которой, однако, все размышления о Логутове как о художнике, наследующем дело Лисицкого и Малевича, дружно спотыкаются об авторский метод (вращение холста с невысохшей краской) и шлепаются в постживописную абстракцию. Лишившись стройного, математически выверенного визуального кода геометрии, работы отнюдь не приобрели завораживающей пульсирующей динамики красочных потеков. Холодная и рациональная, бесчувственная живопись повисла в вакууме между двумя абстракциями.
Акцентируя внимание на поверхности холста, авторский метод определяет ценность именно формы, непосредственно абстрактного изображения и препятствует разговорам об абстракции вне границ формального решения. Принцип, положенный в основу метода, отчасти сближает Логутова с абстрактными экспрессионистами, например с Джексоном Поллоком, использовавшим физические свойства краски, ее текучесть согласно своей авторской воле. У всемирно известного экспрессиониста непредсказуемость красочных брызг предопределена самой техникой (action painting, или экспрессивная по своей природе живопись действия, по определению ведущего художественного критика США того времени Гарольда Розенберга). В случае Логутова случайность движения краски, возникающего при вращении холста, иллюзорна и даже обманчива. Представленные на выставке «Вертикали» картины не создают впечатления стихийности и неуправляемости творческого акта и позволяют говорить, что видение художника полностью контролирует образ.
Следует отметить, что Владимир Логутов известен в первую очередь своими видеоартработами (на премии Кандинского 2008 года он вошел в тройку претендентов на главный приз, но уступил группе ПГ). И как раз по настроению его абстракции выступают лайт-версией некоторых видеоработ, очень живописных и повествовательных.
Выставка «Вертикали» как заявка масштабной программы «Черные работы» звучит невнятно, потому что не проясняет критический базис, на котором строится это кураторское высказывание. Евгения Кикодзе и сама подчеркивает, что определение «абстракция» ничего не значит и включает в себя слишком много теоретического и визуального материала. Остается надеяться, что программа не станет пазлом, части которого оказались из различных наборов и, как ни старайся, не могут быть собраны в единую картину.
Алексей МАСЛЯЕВ