Время новостей
     N°35, 03 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2009
Про страх и упреки
Фильм «Сомнение» на экранах Москвы
Интересно, что в оскаровском списке этого года два фильма сняты по произведениям, успешно прошедшим на Бродвее, -- «Сомнение» Джона Патрика Шейли и «Фрост против Никсона» Питера Моргана (оба автора были номинированы на «Оскара» за лучшую адаптацию), то есть являющимися помимо прочего примером хорошей коммерческой пьесы, а хорошая театральная пьеса хороша прежде всего тем, что дает возможность актерам играть. Не только органично присутствовать в кадре, но и создавать характер, придавать ему разные оттенки, интриговать, меняться и взаимодействовать. Дуэт Мэрил Стрип (увы, не получившей «Оскара» за лучшую женскую роль) и Филипа Сеймора Хофманна (номинированного за лучшую роль второго плана, но тоже пролетевшего), так же как Фрэнка Лангелла (номинация за лучшую мужскую роль) и Майкла Шина (никак не отмеченного), -- это отличные, виртуозные и в лучшем смысле слова старомодные работы. Классический вариант драматического конфликта -- разные характеры, разные цели, но в результате схватки, в которой, казалось бы, должен выиграть только один, проигрывают оба -- и тот, кто терпит поражение, и тот, кто побеждает.

Пьеса драматурга, сценариста и режиссера Джона Патрика Шейли написана в 2004 году, в 2005-м получила Пулитцеровскую премию. В России таких пьес не пишут и уж тем более не экранизируют. Боюсь, что и смотреть ее найдется мало охотников -- просто потому, что фильмы, где речь идет о тонких материях, о психологическом противостоянии двух разных картин мира, интересуют только взрослых людей. А таких у нас и вообще мало, а уж в кинотеатры они почти не ходят. Но желающим полюбоваться тем, как виртуозно драматург выстраивает конфликт, постоянно меняя его направление, как ловко подкидывает он новые обстоятельства, как далеко заводит героев, очень советую пойти и посмотреть фильм «Сомнение».

Мэрил Стрип в нем играет монахиню, сестру Алоизию, инспектрису католической школы, даму консервативную во всех отношениях. А поскольку на дворе 60-е годы, ей неминуемо придется столкнуться с новыми веяниями. Их воплощением в ее жизни становится пастор Флинн, сангвинического типа мужчина с длинными ухоженными ногтями, играющий с учениками в баскетбол и вступающий с ними в подозрительно душевные отношения. Конфликт зарождается исподволь -- с проповеди про толерантность, которую отец Флинн читает прихожанам. Он говорит о неизбежности сомнения, о его божественной природе, но для сестры Алоизии сомнение -- это признак слабости и греховности. И первое, что она делает, -- сомневается в чистоте намерений пастора, который явно отличает единственного чернокожего ученика школы. Зачем он с ним так ласков, задумывается она. Может быть, потому, что ребенку действительно тяжело среди белых, а может быть, потому, что уязвленный и преследуемый мальчик -- легкая добыча?

Виноват ли пастор? Этот вопрос занимает зрителей, но для сестры Алоизии он кажется решенным: конечно, виноват. Пастор Флинн сначала держится уверенно и даже слегка высокомерно, но постепенно его уверенность тает. Одержимость собственной правотой делает сестру Алоизию все более агрессивной, но когда она добьется своей цели, то сама окажется во власти сомнения. Главное достоинство этого сюжета -- полная невозможность сделать единственно верный вывод внутри заявленного конфликта.

Снят фильм столь добросовестно и старомодно, как написана пьеса. Оператор Роджер Дикинс, снявший коэновских прошлогодних "Старикам тут не место", а также нынешних "Чтеца" и «Дорогу перемен», сосредоточился на лицах актеров: суховато-поджатом у сестрицы, одутловато-добродушном у пастора, наивно-добродетельном у молоденькой сестры Джейн (Эмми Адамс, тоже имеющая номинацию за роль второго плана), остальные герои здесь скорее статисты, появляются и исчезают по прихоти автора. Не имеет значения и обстановка: несмотря на любовь современного американского кино к ретродрамам, атмосферы 60-х в фильме не чувствуется, как не ощущается и специфики католической школы (сущего ада, если верить ее бывшим воспитанникам, среди которых и автор пьесы, он же режиссер). Вставные номера из падающих старушек (пожилых сестер-монахинь), подвыпивших священников и мирно дремлющих в храме прихожан почти не запоминаются (за исключением торопливой матери чернокожего ученика в исполнении Виолы Дэвис -- четвертая актерская номинация фильма).

Тем не менее смотреть картину совершенно нескучно. Драматургическая пружина держит в напряжении, и даже после финала не отпускают сомнения: кто же положительный герой картины, чью веру подвергали в ней испытаниям и кто же в результате победил?

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино