Партии, прошедшие в Госдуму и образовавшие в нижней палате свои фракции, должны получить равный доступ к государственным СМИ -- вне зависимости от того, сколько депутатов состоит в той или иной фракции. Такое положение появится в российском законодательстве в том случае, если парламент утвердит законопроект, внесенный в минувшую пятницу президентом Дмитрием Медведевым.
Как поясняет пресс-служба главы государства, проект закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» призван воплотить в жизнь одно из поручений, содержащихся
в первом послании президента Медведева Федеральному Собранию. Напомним, что, выступая 5 ноября на совместном заседании Думы и Совета Федерации, президент заявил: «Парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ».
В законопроекте, который должен реализовать президентское поручение, заявление г-на Медведева конкретизируется -- речь идет лишь о тех телеканалах и радиостанциях, учредителем которых является ВГТРК. Собственно, под самим освещением подразумевается распространение в общероссийских и региональных передачах информации о самих партиях, их местных отделениях, о депутатах, представляющих партии в Госдуме и региональных парламентах, и о работе фракций, образованных этими депутатами. «Предполагается, что в течение одного календарного месяца в общероссийских теле- и радиопрограммах (или передачах) должна распространяться информация о каждой парламентской партии в равном объеме», -- поясняется в справке, приложенной к президентскому законопроекту.
Законопроект, правда, предусматривает, что записанные в нем положения не будут применяться к освещению работы партий во время предвыборных кампаний, поскольку «данные вопросы регулируются законодательством РФ о выборах и референдумах». Закон также не будет иметь отношения к освещению деятельности органов госвласти (на это есть специальный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»). И, что вполне логично, нормы закона не будут распространяться на специализированные СМИ: детские, спортивные, музыкальные, культурные и т.п. радио- и телеканалы.
Гарантом соблюдения равного доступа парламентских партий к государственным СМИ согласно законопроекту должен стать Центризбирком. ЦИК совместно с федеральным органом отвечающим за надзор в сфере СМИ, будет определять порядок и методику учета объема эфирного времени, выделяемого ежемесячно каждой из партий. Если же вещатель нарушил требования о равном доступе, Центризбирком обязан предписать ему компенсировать недостающее эфирное время. Функцию контролера и арбитра со стороны гражданского общества готова взять на себя Общественная палата. «Мы готовы в этом участвовать в качестве наблюдателей», -- заявил вчера ИТАР-ТАСС член ОП, глава координационного совета неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан Андрей Пржездомский. По его словам, президентская инициатива «абсолютно востребованная временем, равное освещение выборов в СМИ всегда было одним из болезненных вопросов».
Сами парламентарии, в том числе представители оппозиционных партий, оценивают новый закон с оптимизмом. В случае КПРФ этот оптимизм сдержанный. «Мы рады самому факту появления данного законопроекта; президент, пообещав внести документ до конца февраля, сдержал свое слово, -- заявил «Времени новостей» вице-спикер Госдумы от Компартии, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. «При том, что мы поддерживаем саму фабулу законопроекта, все же оценивать его эффективность следует тогда, когда закон на деле начнет работать, -- подчеркнул зампредседателя нижней палаты. -- Ведь российское законодательство зачастую исполняется весьма странным образом».
Схожей позиции придерживаются и политологи. «Впервые вопрос о равном доступе партий к СМИ поставлен так серьезно», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но главное, подчеркивает он, это практика. «Есть технические вопросы: сложно представить, чтобы в полутораминутном телесюжете были представлены все четыре думские фракции, -- поясняет свою точку зрения г-н Макаркин. -- Но есть и вопросы политические». Например, в ходе избирательной кампании 2003 года оппозиционные партии протестовали, почему так много внимания уделяется руководителям «Единой России». На что следовал ответ: мы освещаем их деятельность не как партийных активистов, а как, допустим, членов правительства. Аналогичная ситуация была и во время думских выборов 2007 года. «Если в качестве ньюсмейкера выступает председатель Госдумы, рассматривать ли его как спикера палаты или же как председателя одной из фракций, в нынешнем случае фракции «Единой России»? -- задается вопросом политолог. -- Или, допустим, о деятельности фракций будут сообщать в равном объеме, но работа отдельных парламентариев все равно станет освещаться неравномерно: одни депутаты будут ньюсмейкерами, а другие нет. Насколько это можно будет оговорить в законе, да еще так, чтобы при этом не затронуть интересов самих СМИ, сказать сложно».