|
|
N°73, 24 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История несчастной «Щуки»
В Хабаровске «всплыла» подлодка времен войны
В Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) «всплыла» гордость советского ВМФ, подводная лодка времен Великой Отечественной. Останки боевой подводной машины (класса «Щука») покоились на дне Амура около полувека. По иронии судьбы -- напротив секретного Амурского судостроительного завода, производящего атомные подводные крейсеры. В неожиданном «всплытии» субмарины виновен чрезвычайно низкий уровень воды в Амуре. В результате ухода воды лодка оказалась на отмели, где осенью ее и сковал лед. Теперь останки субмарины лежат в 50 метрах от берега.
За зиму подлодку изрядно потрепали. Сначала при помощи автогена «Щуку» избавили от рубки. С корнем вырваны трубы, имевшие хоть малейший намек на дорогостоящий цветной металл. По техническим характеристикам на 60-метровой «сигаре» должно находиться по меньшей мере 80 тонн латуни и меди. Интерес для добытчика могут представлять и аккумуляторные батареи, в которых содержатся никель-кадмиевые сплавы.
В Комсомольск-на-Амуре подводный корабль пришел своим ходом из Большого Камня (Приморский край) в 1953 году для капитального ремонта. Лодка проделала путь по морю и, поднявшись по Амуру с самого устья, попыталась попасть в доки судостроительного завода. Но места у пирса не хватило, и «Щуку» оставили зимовать на рейде. Где она весной и затонула.
По описаниям старожилов, такая же судьба постигла в 1954 году еще две подводные лодки, лежащие неподалеку от «всплывшей» субмарины на глубине 20 метров. Они также пришли из Большого Камня для ремонта, но из-за нехватки места у пирса были отведены «на зимовку» и поставлены к берегу.
Местные жители быстро разграбили подводные корабли весом по 600 тонн каждый. Не удалось добраться до дизельных установок и топлива, которое оставалось в баках. Умельцы приоткрыли кингстоны, и две субмарины поэтому простояли только до весны. Такая же судьба, видимо, постигла и первую субмарину.
Сейчас никто не берется предсказать, что будет с неожиданно появившейся подлодкой. Хозяина у нее нет, а потому ежедневно от нее на мини-грузовиках вывозятся отпиленные части. Видимо, местные жители окончательно разберут на части некогда знаменитый корабль.
Две другие лодки планируется поднять. Одну пустят на металлолом, из второй местные коммерсанты намерены сделать кафе. Во Владивостоке на набережной стоит такая же дизельная подлодка, превращенная в музей. Лодки серии «Щука» изготавливались в Советском Союзе с конца 20-х. Водоизмещение 600 тонн, глубина погружения до 90 метров, длина 57 метров, экипаж 38 человек. Дальность плавания под водой 123 мили, над водой -- до 6 тыс. миль. На вооружении находились четыре носовых и два кормовых 533-миллиметровых торпедных аппарата и одно орудие.
Сегодня никто из специалистов и ветеранов не может определенно сказать, сколько еще подводных кораблей покоится в Амуре. Может быть, река вновь покажет скрытые в ней сюрпризы.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск